VeLife.RU
О жизни на велосипеде

Замена и установка велопетуха

Главная > Запчасти и детали > Замена и установка велопетуха

Велопетух

Велопетух – консольная опорная деталь, сменный держатель заднего переключателя скорости. Съемные велопетухи принимают на себя удары, направленные на переключатель, и предотвращают повреждение рамы.

Деталь появилась одновременно с алюминиевыми и карбоновыми рамами, которые не подлежат восстановлению при поломке.

Для того, чтобы ломались петухи, а не рамы, их производят из хрупких материалов.

Стоимость петуха значительно ниже рамы и заднего переключателя, в случае повреждения его проще заменить.

Велосипедные петухи производятся в различных формах, производители модифицируют одни и те же модели по несколько раз в год.

Для приобретения нужной детали недостаточно знать номер модели и марку велосипеда, лучше для покупки нового петуха зафиксировать все параметры, и желательно сфотографировать модель.

велопетух

Распространенные названия велосипедного петуха: кронштейн, фрезерованный держатель, адаптер, сменный крюк для заднего переключателя или серьга на раму.

Способ производства и материалы изготовления

Отличительные особенности велоптухов – материалы изготовления и способы производства. Оригинальные кронштейны литые, неоригинальные чаще всего фрезерованные.

Фрезерованные детали из дюраля характеризуются повышенной гибкостью, это позволяет беспрепятственно их выпрямлять. Но такие кронштейны обладают большей жесткостью на разрыв.

Литые держатели выполняются из силумина, они плохо переносят удары на раму – сгибаются, а при выравнивании образуют трещины и ломаются.

Кронштейны из силумина производятся на литейном заводе методом заливания расплавленного металла в форму.

Силумин обладает наивысшими литейными свойствами и представляет собой сплав алюминия и кремния, содержание алюминия варьируется от 4 до 22% от общего состава.

Иногда силумин модифицируются добавлением натрия и лития, такой силумин отличается пониженной пластичностью, но повышенной прочностью.

Деталь из материала двойной, тройной эвтектики выдерживает повышенную механическую нагрузку в работе, но может треснуть при падении.

 

Главный плюс деталей из силумина, это низкая цена, минус – повышенный риск возникновения микротрещин, которые приведут к поломке изделия.

Велопетух фрезерованный вырезается на фрезеровочном оборудовании из дюралюминия – высокопрочного соединения алюминия, меди, магния и марганца.

Основным легирующим элементом в сплаве является медь (до 4%) и 93,5% приходится на алюминий.

Это главный металл авиационного и машиностроительного производства. Основные характеристики зависят от термообработки.

В среднем предел растяжимости составляет 250 Мпа, кратковременной прочности — 400 Мпа.

велопетух

Механическая характеристика съемных велопетухов

Различия кронштейнов заключаются в специфике закрепления, количестве и форме отверстий.

  1. Резьбовое отверстие М10 предназначена под крепежные винты заднего скоростного переключателя.
  2. Это универсальное отверстие, присутствует во всех выпусках.

  3. Классическая модель фиксируется на раме заклёпкой с пустотелым винтом (бонка), как у системы трансмиссионных звёзд.
  4. Некоторые держатели прикрепляются стандартным винтом шестигранником и выемкой для ключа.
  5. При наличии внутренней резьбы кронштейн присоединяется к раме одним полым болтом: привинчивается на ось колеса и соединяет конструкцию.

Съемные и несъемные разновидности кронштейнов

Несъемные петухи предназначены для рамы из стали или титана. При ударе гнётся или ломается, при ремонте петуха приваривают обратно к раме.

Съёмный петух производится для алюминиевых и карбоновых моделей рам.

Алюминиевые рамы подвержены разрушению под действием повторно-переменных циклических движений, а карбоновые обладают пониженной прочностью, для них используется только съемные кронштейны.

Съёмная модель петуха отливается из алюминиевого сплава с большим количеством углерода, отличается тонким профилем и пониженными механическими свойствами.

Если деталь погнулась чинить ее нельзя, в структуре появляются микротрещины, и повышается риск разрушения.

Фрезерованные кронштейны для велосипеда делают из авиационного дюралюминия под номером Д16Т.

Основные характеристики – отсутствие остаточной деформации и напряжения. Фрезеровочный кронштейн при превышении нагрузки не гнётся, а ломается, поэтому не попадает в механизм велосистемы.

Стоят такие изделия на порядок дороже чем силуминовые.

велопетух

Отправляясь в длительное путешествие следует брать с собой запасной кронштейн. Подробнее о подготовке к дальнему велопутешествию.

Поэтапная инструкция по замене детали

  1. Установить цепь на маленькие трансмиссионные звёзды и открутить заднее колесо.
  2. Снять с кронштейна переключатель скорости с применением 5 мм шестигранного ключа.
  3. Освободить кронштейн от болтов и боночных гаек и снять с рамы.
  4. Очистить посадочное место от грязи.
  5. Зафиксировать новую деталь на посадочное место, подобрать бонки, болты и прикрутить.
  6. Установить задний переключатель скорости, выступ переключателя должен упираться в площадку кронштейна.
  7. Возвратить на место колесо.
  8. Отрегулировать скоростной переключатель.

Для замены кронштейна необходимы только шестигранник и отвёртка.

велопетух

Совет: Если нужная деталь кронштейна не нашлась, а форма изделия не представляет особой сложности, можно создать самостоятельно похожую модель: выпилить напильником идентичную форму и просверлить отверстия.

Исправление дефектов

При искривлении кронштейна исправлять его не рекомендуется, лучше новый велопетух купить, но для справки выровнять его можно следующим способом:

  • Нагреть изделие в горячей воде;
  • Зажать плоскогубцами или тисками;
  • Легким нажимом осторожно выровнять обе стороны до исходного положения.

Если кронштейн не исправляется зажиманием листа, его можно выпрямить повторным сжиманием и разжиманием в разных направлениях.

велопетух

Советы по эксплуатации кронштейна

Несколько советов по эксплуатации велосипедного петуха:

  • При падении байка на правую сторону может поломаться или деформироваться деталь, следует фиксировать устойчивость транспортного средства с уклоном налево;
  • Велосипед кладется на асфальт только левым боком;
  • Сложные, заросшие деревьями отрезки пути проходить с наименьшим оборотом педалирования.

Нельзя допустить слёт цепи с трансмиссионных звёзд.

При выборе велопетуха стоит учесть стиль езды и местность предполагаемых поездок.

Начинающему велосипедисту для катания на асфальтированных дорогах можно приобрести силуминовую модель.

Бывалым байкерам следует потратиться на фрезерованное изделие, чтобы не подвергаться риску и обеспечить увлекательную поездку.

 
 
Комментариев нет

Добавить комментарий