VeLife.RU
О жизни на велосипеде

Манетки (шифтеры). Виды и выбор

Главная > Запчасти и детали > Манетки (шифтеры). Виды и выбор

манетки на велосипед

Применение нескольких передач на многоскоростных байках позволяет передвижение с минимальными усилиями в оптимальном соотношении скорости и педалирования. Передаточный механизм контролируется манетками.

Манетка или шифтер (Shifters) – механическая система переключателя скоростей, располагающаяся на рулевой трубе или раме велосипеда.

Передаточное усилие осуществляется трансляцией движения с манетки на дерэйлер через тросиковый привод, с периодическим изменением расположения цепи на звёздочках.

манетки на велосипед

Многоскоростной велосипед чаще всего оборудуется двумя манетками:

Новаторская система А GE фирмы Acros устанавливается на велосипеды с гидравлическим механизмом, такая конструкция регулирует передний и задний рычаг управления.

Разновидности шифтеров

В самом начале манетки были только фрикционные, при этом вытянутый трос обеспечивал перебрасывание цепи только с помощью фиксации гайками. Серьезные изменения в работе произошли со встраиванием храпового механизма. С каждым годом в продажу поступают новые шифтеры на велосипед с усложненным механизмом работы и функциональными особенностями.

Основные виды манеток:

  • Фрикционный механизм переключателя;
  • Триггерная двухрычажная система;
  • Крутящаяся ручка – grip-shift;
  • Dual control совмещаемый с тормозной системой.

Фрикционная система

Фрикционный шифтер до 80-ых г., оснащал все гоночные велосипеды, в 90-ых устанавливался на дешевые модели велосипедов. В современном велоспорте такие модели остались только на старой или самодельной конструкции. Модель фрикционной системы – рычажок натягивающий или ослабляющий трос. Сама рукоятка не прикрепляется к рулю и удерживается от самостоятельного переключения только трением или кустарным приспособлением.

 

Шифтер прикрепляется на раму и рулевую трубу велосипеда:

  • рама – у дорожного и полудорожного байка;
  • руль – вседорожник и маунтинбайк.

Минусы конструкции:

  1. Сложность в точном регулировании передач из-за произвольного движения рычага. При ослабленном натяжении передачи могут переключаться самостоятельно, а сильный натяг препятствует переключению, поэтому требуется огромное усилие для переключения скоростей.
  2. При последовательных переключениях рычажок фрикционного шифтера передвигается с места крепления и фиксируется в неудобном расположении для управления скоростями.

манетки на велосипед

Индексный однорычажный

Индексные конструкции устанавливались на недорогие горные байки 90-ых годов. В данный момент могут встречаться на шоссейниках. В отличие от фиксационного шифтера рычаг индексного крепится специальной гайкой в разных позициях. Устанавливаются на раме и рулевой трубе велосипеда.

Несмотря на свои преимущества и четкость передачи, модель не является удобной в управлении транспортом.

Основной производитель индексной манетки – «Shimano».

манетки на велосипед

Триггерный двухрычажный шифтер

Rapidfire + – это триггерная манетка – самая популярная модификация механизма управления скоростной системой. Устанавливается на горные байки, гибриды и другие велосипеды, не устанавливается на шоссейники.

Триггерный шифтер располагается на рулевой части велосипеда, работает на основе зубчатого устройства передаточного движения, состоит из двух рычагов или рычага и кнопки управления. Наиболее популярная фирма по производству триггерного шифтера – «Shimano Nexave».

Принцип механизма заключается в передвижение цепи на одну сторону нажатием первого рычага, и в противоположную – нажатием второго переключателя или кнопки.

После всех переключений рычаг возвращается в исходное положение. Благодаря легкости в управлении можно переключать скорости не прилагая физических усилий и не отвлекаясь от дороги.

манетки на велосипед

Производители триггерных манеток:

  • Campagnolo;
  • Shimano
    1. EZ-fire + (от трёх до четырёх переключений за одно движение);
    2. Rapidfire plus;
    3. Acera;
    4. Altus (по переключению в разные стороны);
  • SRAM.

Шифтеры Грип-шифт

Манетки грип-шифт фирмы SRAM представляют собой крутящиеся ручки и похожи на мотоциклетные рычаги газа. Механизм работы заключается в проворачивание рычага на определенное количество оборотов. При повороте можно переключить сразу на разные передачи и в противоположные стороны.

Минус системы – точность работы ниже триггерного шифтера.

Главным производителем вращающихся манеток является компания SRAM фирма Shimano, которая производит грип-шифты только в линии Tourney. Шифтеры SRAM выполняются с удлиненными рычагами, подходящими шириной под руку и укороченными – на один-два пальца.

манетки на велосипед

Шифтеры с тормозным переключателем

Campagnolo Ergo-Power и Shimano Dual-Control – манетки на велосипед, совмещённые с тормозным рычагом, идеально размещаются на бараньих рогах шоссейника и рулевой трубе гоночного велосипеда.

Отличается тремя системами управления: торможение; увеличение и понижение скорости.

До изобретения совмещенных манеток шоссейники оснащались однорычажным механизмом на нижних трубах велорамы. В данный период компании устанавливают универсальные тормозные шифтеры со сложной системой и продуманной конструкцией.

Совмещенные шифтеры работают по принципу горных велосипедов. Внешне они похожи на моноблоки горных байков, но с одной ручкой для управления.

манетки на велосипед

SRAM Dual Drive

Шифтеры для управлений внутренними скоростными переключениями для планетарных втулок располагается на правой стороне руля и является комбинацией крутящихся рычагов и триггерного аппарата переключения скоростей.

Заключение

Манетки – неотъемлемая составляющая системы байка с одной или более скоростями, в частности они необходимы для шоссейных и горных велосипедов, где оптимально устанавливать сочетанные системы с тормозным механизмом.

 
 
Комментариев нет

Добавить комментарий