При необходимости в велопутешествии пользоваться железнодорожным транспортом всегда возникает вопрос правильной перевозки велосипеда в поезде.
В каждой стране установлен определенный регламент перевозки велотранспорта, как правило его можно перевозить только в разобранном состоянии, и при условии, что он не будет заходить за границы отведенного участка для ручной клади.
Следуя регламенту, велосипед перед перевозкой следует:
- разобрать;
- упаковать;
- разместить на выделенную полку внутри купе.
Для быстрой разборки транспорта на привокзальной площади требуется произвести несколько домашних тренировок по разбору, упаковки и сборки байка.
Для осуществления быстрой разборки перед выездом из дома велосипед проверяется на легкость в разборке деталей, кручении винтов, исправности резьбы.
Также перед поездкой необходимо проверить степень изношенности покрышек, если старые покрышки вызывают хоть какие-то сомнения в прочности, то их лучше оставить дома, а для езды по неизвестным, малонаселенным или ненаселенным пунктам купить новые прочные колёса.
Разбор велосипеда
При зимних переездах необходимо учитывать, что велосипед будет покрыт льдом и снегом, который растает и может пролиться на пассажиров.
Поэтому следует заранее предусмотреть плотную герметизацию велосипедного чехла.
Сами чехлы для упаковки байка подразделятся на:
- Мягкая сумка;
- Жесткий чемодан;
- Упаковочный материал из подручных средств.
Мягкое упаковочное приспособление – оптимальный чехол для перевозки транспорта. Стоимость данной экипировки не дорогая, выпускается многими фирмами и оснащена отделениями для колес, педалей, вилок. Чехлы обычно прошиты пенопополиэтиленом и максимально защищают байк от возможных повреждений при падении.
Способы упаковки
Перед тем как упаковывать, с байка снимается ведущее колесо, крылья, педали и опускается сидение, после этого велосипед устанавливается вертикально и зачехляется: вначале колесо фиксируется в специальном закруглении, потом поворачивается руль, вилки укладываются в карманы, все отделения закрываются на молнию и упаковывается верхняя часть байка другой стороной чехла.
Если упаковка произведена правильно, то в итоге получается плоский, жесткий и прочный чемодан без выпирающих элементов.
Такая конструкция удобна в переноске и в складировании на полки. Таким же способом можно зачехлять несколько байков.
В этом случае велосипеды укладываются валетом и их спокойно можно перевозить в поезде.
Зачехлённые байки имеют свои плюсы и минусы:
- Экономичное использование места и массы багажа за счет одного чехла;
- Компактность конструкции.
Недостатки:
- Большой вес;
- Возможность повреждения деталей друг об друга.
Жесткий чемодан для упаковки достаточно громоздкий, дорогой и тяжелый поэтому предназначен в основном для транспортировки дорогого байка на самолете и не особо подходит для поездки железнодорожным транспортом.
Упаковывание велосипеда неспециальными средствами выполняются при помощи полиэтилена и клейкой ленты: перед посадкой снимается переднее колесо, байк плотно обматывается пленкой в несколько слоев и укрепляется с помощью клейкой ленты, снятое колесо упаковывается отдельно.
Преимущество такого метода – не придется возить с собой громоздкий чехол по намеченному маршруту.
Минусы:
- Минимальная защищенность от деформаций;
- Неудобство переноски;
- Есть риск растерять съемные детали;
- Велосипед должен быть чистым и сухим – грязный и мокрый байк могут не разрешить проносить в поезд;
- Длительность манипуляции (необходимо приезжать за час до отбытия);
- Необходимо иметь достаточное количество полиэтилена для упаковки байка.
Условия перевозки в разных вагонах поезда
Железнодорожные поезда встречаются нескольких видов:
- Сидячий.
- Плацкарт.
- Купейный.
- Вагоны премьер класса.
Если требуется перевозить велосипед на поезде РЖД на короткие дистанции, то лучше выбирать сидячие вагоны.
На такой поезд билеты продаются на любых вокзалах, в распоряжении велосипедистов предоставляется тамбур где разрешается перевозить неразобранный велосипед.
Плацкартные вагоны старых образцов считаются оптимальным вариантом для перевозки байка – в каждом багажном отделении можно перевозить до 4 велосипедов, дополнительное крепление при этом не требуется.
Новый плацкарт отличается закрытыми багажными отделениями со стороны прохода, это затрудняет быстрое размещение багажа, к тому же в такой багажный отсек можно положить два или максимум три байка.
Вагоны Премиум класса или купейный вариант самые неудобные для транспортировки байка – для багажа предоставляется только маленькое отделение над коридором, в который поместится только один байк в полностью разобранном состоянии.
Высокоскоростной поезд не имеет выделенных мест для багажа, поэтому велосипеды перевозятся в свободных пространствах и с разрешения проводника.
Правила перевозки байка
По правилам железнодорожного кодекса перевозка транспортного средства (детская коляска, велосипед, байдарка) осуществляется только в разобранном состоянии: без мотора и в местах, предназначенных для ручного багажа.
В плацкартном поезде это третья полка, как правило при этом байк выступает за выделенные пределы и поэтому в целях безопасности их устанавливают сразу на двух полках.
Но несмотря на это все равно плацкартный вагон остается самым удобным и безопасным местом для перевозки велосипеда, так как не обязательно снимать задние колеса и багажник.
Старые плацкарты спокойно могут вместить до шести полуразобранных байков.
При размещении байка поперечным образом на отсеках плацкартных вагонов можно расположить и седьмой велосипед поперек проходной части вагона, только обязательно следует зафиксировать его положение резинками или стропами.
Байки, размещенные по правилам (поперек отсека), крепить не обязательно, но в целях спокойствия пассажиров они также укрепляются (при отсутствии посторонних можно не крепить).
Плацкарты нового образа вмещают в багажное отделение максимум 2 велосипеда, все они должны быть надежно укреплены специальными ремнями безопасности.
Купейное размещение байка усложняется тем, что он может вместить только два полностью разобранных велосипеда, поэтому путешествие компании велосипедистов считается крайне затруднительным.
В купейных вагонах велосипед укладывается в отделения над дверьми, куда они умещаются только со снятыми колесами.
О том как подготовить велосипед к перевозке в поезде, смотрите в видео:
круто