Передняя вилка на велосипед – одна из основных деталей, которая обеспечивает фиксацию колес и направляет двигательную траекторию во время езды. Производится из стойких сплавов, бывает жесткого и мягкого вида.
Правильно подобранная деталь определяет отличительные параметры велосипедной езды, например, на шоссейник устанавливаются жесткие, а на горные больше подходят мягкие вилки с повышенными амортизационными характеристиками.
Размеры и типы вилок
По международному регламенту вилки подбирают по следующим параметрам:
- Диаметр колес.
- Наличием или отсутствием амортизации у вилки:
- Амортизационные от 80 до 200 мм;
- Даунхиллы и Фрирайды – 300 мм.
- Различия по типу прикрепления тормозной системы:
В настоящее время самый популярный диаметр у маунтин-байка составляет 26; 27,5 и 29 радиуса окружности трубы. Шоссейник в основном производится с 28 радиусом. Велосипед для экстремального катания («велотриал») оснащен 20; 24 и 26-размерными колесами, а складные, детские и ВМХ только двадцаткой.
дисковая имеет стандарты IS и PM, ободные используют только крепление IS предназначенное под фиксацию двумя болтами, или крепление на шоссейник одним болтом.
Компоненты и терминология
В стандартном комплекте и амортизации вилка для велосипеда включает:
- Трубку руля или шток – соединительный участок вилки, руля и рамы, как правило, производится по стандартным параметрам, бывает конусовидный и прямой.
- Корона – деталь для соединения независимого участка. Может производиться с одной или несколькими деталями для соединения. Элемент всегда изготавливается из особо прочных сплавов, так как на него направляется основная не амортизационная нагрузка. Корону можно приспосабливать и под крепление дополнительных деталей и крыльев.
- Нога или поршень – трубка проходящая под прессом в механизм амортизатора.
- Штаны или внешний кожух амортизаторов с широким поршнем, который с одного конца оснащён дропаутом, а с другой скрепляет трубку руля.
- Дропаут – кронштейн для прикрепления втулки заднего обода.
Вилки различаются и креплениями, всё зависит от предназначения велосипеда, фиксированные модели содержат только шток, корону, поршень и дропауты, двух коронные – вилку с двум коронами, а некоторые байки имеют единую конструкцию без второго поршня и половины штанов.
Главные элементы конструкции
Переднюю велосипедную вилку подразделяют на 4 составляющих элемента:
- Амортизатор – отвечает за нагрузку при неровности езды велосипеда, бывает пружинным или оснащенный герметичной камерой.
- Демпферы – для быстрой амортизации небольших неровностей на дороге.
- Корпус вилки – конструкция со сложным механизмом крепления рулевой колонки и нижней трубы; детали для соединения блоков штыря; перемычки для соединения штырей.
- Элементы переключателя и регулировки короны, амортизатора, детали для фиксации тормозов и обода, приспособления для соблюдения безопасности.
Нестандартные модели отличаются перевернутыми вилками с шатунами, данная конструкция больше амортизирует неровные поверхности, но повышает массу и период обслуживания, деталь намного быстрее загрязняется и деформируется, поэтому не пользуется особой популярностью.
Разновидности конструкции
Пружинный механизм
Это базовая амортизационная вилка, ставится на обычные дешевые байки, используется и в качестве запаски при ремонте, не выполняет функции демпфера – пропускает неровности трассы.
Основой вилки является пружинный механизм закрытый резиновой или пластиковой защитой в шатунах. Механизм подвержен частым неремонтируемым поломкам, и требует замены пружины. Рекомендуется к использованию только новичкам.
Пружинно-эластомерная вилка
Механизм не имеет особых отличий от обычной пружинной вилки, но вместо пружины установлен полимерный стержень, который выполняет функции демпфера. В механике вилки всё зависит от сплава, при некачественных материалах амортизационные функции низкие и немногим отличаются от пружинной вилки.
Вилка с воздушной механикой
Детали с воздушным амортизированным механизмом отличаются низкой стоимостью и простым обслуживанием.
Механизм действия заключается в накачивании сжатой воздушной атмосферы в герметично запакованную камеру, который является амортизатором и демпфером.
Езда на велосипеде с воздушной вилкой комфортное, не уступающее дорогим байкам. Данная конструкция не подходит для езды на маунтин-байках, которые требуют более выносливую механику.
Недостаток – длительное подготовление к работе. Настройка производится только под давлением, поэтому требуется часто подкачивать воздух в камеры.
Срок службы достаточно короткий, особенно при агрессивной езде.
Масляный механизм
Содержит в себе демпферное устройство с масляным наполнителем, основные функции: ограничение скоростного режима, сжатие и отскок вилки.
Процесс передачи осуществляется в результате протекания масла через клапанную систему.
Маслянисто-воздушные
В воздухо-маслянистых конструкциях находятся разделенные между собой камера с воздухом и масляный картридж.
Основная функциональность зависит от марки масла и инженерно-технических характеристик картриджа.
Подходит к долговременной эксплуатации, но не выдерживает агрессивное катание по скалистым массивам. Служит намного меньше чем пружинная конструкция.
Пружинно-масляные
Это профессиональная вилка на велосипед, включающая пружину из стали и картридж с маслом, такие конструкции устанавливают на дорогие спортивные байки и могут быть заменены на маслянисто-воздушные вилки.
Возможность настройки у пружинно-масляных ниже чем воздушных, но пружинный материал имеет длительный срок службы, и после усовершенствования обладает наибольшим спортивным сочетанием.
В настоящий момент времени нет лучше вилок чем воздушно масляные и маслянисто-пружинные.
О том, как разобрать и обслужить вилку горного велосипеда, читайте в отдельной статье.
Настройка системы
Регулировку вилки производят с учетом особенностей производства и типа конструкции. Единый переключатель до сих пор не разработан, поэтому настраивать механику следует только по заводским требованиям.
Lock Out – блокатор езды, имеется на всех типах, переключатель используется во время въезда на возвышенность или рядом с лежащим полицейским.
Часто пользоваться функцией не следует так как это приведет к поломке вилки.
Preload – функция предварительной нагрузки, настраивается наружной системой переключателя, иногда заменяет пружину.
Отвечает за жёсткость пружины, которую можно контролировать закручиванием.
Спортивные байки снабжаются пружинами различной степени жесткости и отмечаются цветовыми маркерами.
Compressione & Rebounde – регулировка сжатия переключателя.
Такая настройка встречается только в дорогих, профессиональных байках, в основном применяется для дампа и даунхилла, или при быстрой езде для предотвращения перекоса рамы и потери сцепления.
Extension control – отвечает за длину хода, в расширенный комплект блокирования присоединяются функции фиксирующие вилку по определенной длине.
При эксплуатации переключателя повышается возможность поломки изделия.
Настройка не является популярной, используется мало и встречается в единичных экземплярах велосипедной вилки.