VeLife.RU
О жизни на велосипеде

Как следует начинать велосезон

Главная > Техника езды > Как следует начинать велосезон

Велосезон

Открытие велосезона начинается в апреле или мае. В южных областях нашей страны — раньше, в северных — позднее. При комфортной температуре и достаточном количестве свободного времени за эти месяцы можно накатать первую 1000 км.

Открытие велосезона
Открытие велосезона — это массовое мероприятие для всех любителей езды.

Открытие велосезона

Велосипедисты со стажем советуют открывать сезон, как только температура воздуха днем превысит +10°C. Даже при +3…+10°C уже можно начинать совершать небольшие велопрогулки.

Как подготовить себя и свое тело к велосезону

К велосезону нужно готовиться заранее как спортсменам, так и любителям.

После длительного перерыва организм не готов к нагрузкам, и садиться на велосипед без подготовки нерационально.

Физическая форма

После перерыва в катании тренированность любого велосипедиста снижается, поэтому на первых поездках рекомендуется не удаляться на большие расстояния. В зависимости от возраста желательно проезжать не более 10-20 км.

Попытка сразу начать дальние прогулки может привести к повышенной нагрузке на колени и их травмам. Увеличивать ежедневную дистанцию лучше постепенно по специально разработанной схеме:

  • 10 км;
  • 20 км;
  • 30 км;
  • 50 км;
  • 70 км;
  • 100 км;
  • 150 км;
  • 200 км.
Физическая форма
Физическая форма после перерыва в катании снижается.

Планку 200 км в день достигают не все, но увеличить имеющуюся или вернуть былую физическую форму по этой методике можно быстро и безопасно.

Велоформа

Если температура на улице низкая, первыми будут замерзать руки и ноги. В качестве велообуви рекомендуется выбирать кроссовки с теплыми носками.

 

В комплект формы должны входить перчатки для рук, шарф, шлем с подшлемником.

По вечерам температура воздуха падает, и с наступлением темноты может стать резко холодно. Поэтому одевайтесь слоями: чем больше слоев, тем легче регулировать температуру. На вечер берите с собой что-то теплое в запас.

Как подготовить велосипед к велосезону

Новый или ухоженный велосипед не требует подготовки. Достаточно протереть и смазать цепь, накачать шины. Старый велосипед, за которым давно не ухаживали, требует к себе более пристального внимания.

Рама

Этот узел следует осмотреть и убедиться в отсутствии трещин и деформаций. Деформированная рама может развалиться прямо на ходу. Ремонтировать ее можно только в специализированной мастерской. В крайнем случае стальную конструкцию получится заварить дома, если имеется необходимое оборудование.

Рама
Проверьте раму на отсутствие трещин.

Крепление колес и втулки

При проверке колес необходимо отслеживать:

  • надежность их закрепления на своих местах;
  • затянуты ли крепежные гайки с достаточным усилием;
  • скрипы и стуки при вращении, люфт (движение в разные стороны) — этого быть не должно;
  • посторонние шумы от втулки педалей.

Если есть какие-то проблемы, необходимы чистка, регулировка и замена смазки во втулках, а в некоторых случаях — переустановка подшипников.

Ободы

Колесные ободы при вращении не должны отклоняться от вертикальной траектории. При быстром движении колеса можно заметить его эллипсовидную форму, а также продольные изгибы — восьмерки.

Исправляются колесные деформации подтягиванием соответствующих спиц. В сложных случаях устанавливается новый обод или колесо с камерой и шиной в сборе.

Спицы

Все спицы, если их немного натянуть и резко отпустить, должны издавать одинаковый звук. Глухой звон означает, что спицу требуется подтянуть. Более звонкое звучание — о том, что ее нужно ослабить.

Спицы
Спицы на велосипеде нужно подтянуть.

Состояние покрышек и камер

Велосипедные шины протираются от пыли и осматриваются на предмет отсутствия повреждений и трещин. Наличие большого количества микротрещин на покрышке сигнализирует о том, что ее нужно заменить.

Грыжи, вздутия и разрывы на протекторе или его боковине также недопустимы.

Давление в камерах

На боковине каждой велопокрышки указан диапазон давления, рекомендованный производителем. Для накачивания шин до этого уровня используется автомобильный или велосипедный насос с манометром. При отсутствии указателя давления накачивать следует до такого состояния, чтобы шины прогибались под весом велосипедиста не более чем на 1 см. Во время накачки колес оценивается состояние ниппелей.

Давление в камерах
Для накачивания шин используйте насос.

Тросики тормозов и переключателей скоростей

Приводные тросы тормозов и переключателей скоростей должны быть натянуты так, чтобы исключить их провисание и обеспечить четкую работу механизмов, которые они приводят в действие. Изношенные и надорванные тросы лучше заменить. Кроме того, их надо очистить от окислов и ржавчины, обработать жидкой смазкой.

Тормоза

Ручки тормозов в нажатом состоянии не должны касаться руля. При отпускании они без усилий возвращаются в исходное положение. Их работа должна быть не слишком мягкой и не слишком тугой. При правильной регулировке тормозов велосипед начинает останавливаться при нажатии рукоятки до половины ее хода. Если тормоза не соответствуют этим нормам, их необходимо регулировать.

Тормоза
Тормоза должны соответствовать нормам.

Тормозные колодки не должны иметь деформаций, трещин и вмятин. На внутренней стороне этих деталей есть канавки. Если они стерты, значит колодка изношена и ее нужно заменить.

Зазор между тормозной колодкой и ободом колеса должен составлять 1-3 мм. При необходимости его следует отрегулировать.

Переключатели скоростей

Работу механизма переключения скоростей проверяют при вывешенном заднем колесе. Во время проверки обращайте внимание на четкость включения каждой скорости от нижней звездочки к верхней и наоборот как на переднем, так и на заднем переключателе. При необходимости отрегулируйте механизм перемены скоростей.

Цепь

Осмотрите цепь на предмет ее износа. Сильно изношенный привод создает повышенные нагрузки на звездочки, заставляя их изнашиваться намного быстрее. По статистике цепь служит около 4 тыс. км, после чего начинает провисать и портить звезды.

Цепь
Цепь нужно осмотреть на предмет износа.

Исправную велоцепь необходимо промыть жидкостью WD-40 или бензином, тщательно просушить и обработать силиконовой смазкой.

Рулевой узел

Руль должен прочно держаться в своей втулке и при езде не дергаться из стороны в сторону. На руле и его втулке не должно быть трещин и иных повреждений, винты его крепления нужно подтянуть.

Система шатунов

Шатуны педалей подвержены люфту. Чтобы его проверить, попробуйте покачать их рукой в разные стороны. Небольшой свободный ход неопасен и убирается с помощью ключа. Сильный люфт говорит об износе подшипников во втулке педалей и необходимости их срочной замены.

Система шатунов
Шатуны представляют собой рычаги, которые связывают педаль и звезды.

Если зубья на передней и задней звездочках сточены, их лучше заменить на новые. В противном случае цепь будет слетать с них. Убедитесь в надежности затягивания крепежного болта передних звезд на правом шатуне.

Седло

Высота седла должна быть такой, чтобы при нижнем положении педали до нее можно было достать только носком ноги. Отрегулируйте комфортное положение сиденья в продольном направлении и его наклон.

Болты и зажимы

Дополнительно проверьте затянутость всех крепежных элементов велосипеда: болтов, гаек, винтов, эксцентриков и зажимов. Их следует завернуть туго, но аккуратно, чтобы не сорвать резьбу. При закручивании проверяйте, не прикипела ли резьба.

Болты и зажимы
Нужно проверить затянутость болтов и зажимов.

Что еще следует сделать

Кроме проверки велосипеда и снаряжения, необходимо позаботиться о деталях поездки. Это касается проработки грядущего маршрута, планирования регулярности выездов и пр.

План поездки

Старайтесь держать в голове хотя бы приблизительный маршрут и график прогулки, даже если едете в ближайший парк. Длительные поездки желательно тщательно планировать: отметить путь на карте, уточнить местонахождение велодорожек, пунктов технического обслуживания и медпомощи.

План поездки
Старайтесь держать в голове план поездки.

Аксессуары и инструменты

В поездку необходимо взять с собой:

Группа единомышленников

Прогулки на велосипеде в компании проходят веселее, а в случае непредвиденной ситуации можно получить помощь от единомышленников. Если вы готовитесь к соревнованиям, то ожидающие на улице спортсмены будут лучшей мотивацией, чтобы не пропускать тренировки.

Группа единомышленников
Занимайтесь спортом с группой единомышленников.

Пробный выезд

Первый в сезоне выезд лучше совершить до ближайшего парка. Этого достаточно для того, чтобы проверить велосипед на ходу и под нагрузкой, освежить навыки езды, приспособиться к погодным условиям.

Регулярность

Чтобы не терять физическую форму, нужно минимум 2 раза в неделю совершать велопрогулки средней продолжительности и интенсивности. Чтобы мышцы развивались, нужно тренироваться не реже чем через день.

Регулярность
Нужно регулярно проводить велопрогулки.

Максимальная частота велопрогулок не регламентируется. Но если сорвать колени, о велосипеде можно будет забыть на несколько недель.

Закрытие велосезона

По окончании велосезона транспорт следует подготовить к хранению: отчистить и отмыть все загрязнения, в том числе на покрышках, тросиках и цепи. На тросовые и цепные приводы нанести машинную или тефлоновую смазку. Кожаное седло обработать мазью на основе жира и воска. Лакокрасочное покрытие защитить восковым полиролем.

Хранить велосипед необходимо в сухом теплом помещении вдали от солнечных лучей, в подвешенном за раму состоянии или при снятых колесах.

Дополнительные вопросы и ответы на них

Стоит ли изменять свой рацион питания, начиная велосезон

Перед началом велосезона добавьте в свой рацион больше длинных углеводов (крупы, бобовые, хлеб), свежих овощей и фруктов, витаминов. Если вы не спортсмен-велосипедист, никаких изменений в питание вводить не нужно. Пейте 1,5-2 л воды в день.

Насколько опасны перегрузки в начале сезона

Перегрузки могут быть неопасны, но неприятны, т.к. выбивают велосипедиста из ритма на долгие недели и даже месяцы.

Как лучше одеваться на первые выезды

На первые велопрогулки надевайте свободную одежду, которая не будет застревать в цепи. Старайтесь держать в тепле конечности и на случай вечернего похолодания имейте запасные теплые вещи.

О чем следует помнить, выезжая на оживленную улицу

Всегда необходимо помнить о правилах дорожного движения для велосипедистов. Не выполняйте резких действий и предупреждайте о своих маневрах других участников движения. Показывайте жесты тормоза и поворота, используйте поворотники, если кто-нибудь едет сзади.

Существуют ли «лайфхаки», позволяющие обеспечить дополнительную безопасность?

С наступлением темноты включайте передний и задний фонарики. Держите при себе запасной фонарь на батарейках.

Катайтесь в яркой одежде и жилетке со светоотражающими накладками.

Всегда проводите велопрогулки в шлеме.

Чем не рекомендуется заниматься, выезжая на улицу на велосипеде

Не рекомендуется ездить по улицам, не держась руками за руль велосипеда. Кроме того, не следует демонстрировать навыки езды на заднем колесе и другие акробатические трюки.

 
 
Комментариев нет

Добавить комментарий