Основная задача подшипников – обеспечение фиксации подвижной детали байка и её правильной работы. Поломка детали приведет к снижению или полному отсутствию работоспособности механизма.
Для правильного обслуживания и замены в случае неисправности требуется различать виды подшипников. В зависимости от механизма, в котором применяется элемент, предполагается использование определенного типа элемента.
Виды подшипников
По конструкции элемент подразделяется на 2 категории:
- Деталь скольжения – внешне гладкий подшипник без шариков. Изготавливается чаще из бронзы, стальных сплавов и антифрикционных материалов, обладающих низким коэффициентом трения. Состоит из 2 элементов.
По причине их взаимодействия подшипник быстро изнашивается, образуется люфт. Применяется на дешевых моделях велосипедов.
- Подшипники качения состоят из двух элементов, соединенных между собой. В небольших углублениях помещены шарики.
При их помощи трение максимально снижается и увеличивается срок эксплуатации как самой детали, так и механизма, в которой она расположена. Используются для узлов с наибольшей нагрузкой (втулки, ролики переключателя, каретка).
Замена на втулках
Процесс смены повреждённой детали на передней втулке легче, чем на задней. Перед тем, как приступать к разбору втулки на заднем колесе потребуется демонтировать кассету и звездочки.
Если велосипед имеет только одну скорость – нужно демонтировать стопорное кольцо и звезду. Снять данные элементы можно при помощи кассетного съёмника, хлыста-фиксатора. Алгоритм действий при замене подшипника заднего колеса велосипеда:
- снять колесо с дропаута;
- освободить втулку от звезд (если производится замена подшипника переднего колеса велосипеда, данный пункт пропускается);
- далее при помощи отвёртки снимается стопор;
- избавиться от крепежных гаек, которые расположены с противоположной звёздочкам стороны, ключом на 15;
- достать шайбы, подшипниковые узлы;
- очистить все составляющие механизма;
- заменить подшипники;
- смазать узел.
Для того чтобы собрать втулку нужно выполнять действия в обратном порядке. При установке всех элементов обратно, важно проследить за ровностью и отсутствием перекосов. Неправильная сборка скажется на работе втулки.
Замена на вилке
Определить, что пора менять подшипники передней вилки велосипеда можно по следующим признакам:
- наличие люфта;
- появление несвойственных звуков из рулевой колонки во время движения;
- функциональность руля ухудшена.
Узел, где расположен подшипник, находится в стакане. Для его замены нужно предпринять следующие действия:
- перевернуть байк;
- демонтировать переднее колесо;
- вернуть велосипед в исходное положение;
- извлечь руль и вынос руля при помощи ключа или шестигранника для гайки, расположенной внутри;
- открутить контргайку, для чего потребуется разводной ключ;
- достать шайбу, а после извлечь чашку;
- из корпуса вытащить подшипник аккуратно, по причине отсутствия сепаратора шарики могут рассыпаться;
- после осмотра составляющих механизма заменить поврежденные детали, в том числе повреждённые шарики подшипника;
- очистить от пыли и грязи все компоненты;
- смазать.
В заключение
Для содержания велосипеда в хорошем рабочем состоянии требуется своевременное обслуживание подвижных механизмом и замена повреждённых деталей.
При выборе нового подшипника на замену следует учесть характеристики установленного в определённом узле. Ошибка в выборе может привести к поломке механизма.