VeLife.RU
О жизни на велосипеде

Гонки на горных велосипедах кросс-кантри

Главная > Виды и выбор > Гонки на горных велосипедах кросс-кантри

кросс-кантри

Кросс-кантри – самая популярная дисциплина маунтинбайка. Именно поэтому крупные велокомпании делают упор на велосипеды для этого типа гонок.

Чаще всего встречается велосипед кросс кантри типа хардтейл, но большим уважением пользуются и двухподвесы, про которые есть отдельная статья.

Первый тип байков так популярен в первую очередь из-за цены, которая может быть примерно в два раза ниже, чем цена двухподвеса с аналогичным обвесом.

Итак, горный велосипед для кросс-кантри – какой же он?

Велосипеды для стиля кросс-кантри

Горные велосипеды кросс-кантри впервые появились в горных штатах США. В 50-е годы там было очень популярно экстремальное катание по склонам, которое сегодня известно как даунхилл и дерт.

И вот, одному энтузиасту пришла в голову идея, что было бы неплохо взбираться назад в гору не пешком, а на велосипеде.

После недолгих размышлений и некоторых интересных конструкторских решений на свет появился горный хардтейл. Он больше напоминал шоссейный байк с широкими колесами и горной трансмиссией.

В дальнейшем менялись комплектующие, геометрия, а трансмиссия адаптировалась для езды по кочкам. Сегодня велики для кросс-кантри – это суровые байки, которые сочетают в себе легкость и прочность.

Существуют следующие классификации кантрийных велосипедов:

По типу рамы кантрийные байки делятся на хардтейлы и двухподвесы. Первые без заднего амортизатора, а последние с ним.

Хардтейлы больше подходят для заездов по трассам с небольшим количеством кочек и технических участков.

Двухподвесы же используются для более агрессивных соревнований. Но и у них есть ряд минусов, с которыми разработчики двухподвесов усердно борются. О них можно подробнее прочитать в соответствующей статье нашего сайта.

 

кросс-кантри

Рамы для кантри велосипедов изготавливают в основном из трех сплавов и материалов: сталь, алюминий и карбон. Существуют и другие сплавы, но они менее популярны.

Итак, сталь. Стальные рамы не имеют никаких плюсов за исключением низкой цены. Рамы из стальных сплавов очень тяжелые и зачастую хрупкие, поскольку изготавливаются без использования современных технологий.

Алюминиевый сплав – самый распространенный материал для изготовления велосипедных рам. Это золотая середина между карбоном и сталью. Алюминиевые рамы намного легче стальных и зачастую намного прочнее.

Многие компании работают над разработкой современных сплавов алюминия, которые стали бы еще лучше. Сегодня самый распространенный сплав 6061, который применяется при изготовлении большинства бюджетников и велосипедов средней ценовой категории.

Что касается карбона, то сегодня из него изготавливаются лучшие кросс-кантри велосипеды. Карбоновое волокно, используемое для изготовления рам MTB, не сильно уступает в прочности алюминиевым сплавам.

Правда речь идет только про качественный и дорогой карбон. Низкокачественный материал бывает очень хрупким и рамы, изготовленные из него, могут сломаться даже на небольших неровностях.

Рамы профессиональных карбоновых велосипедов ломаются не чаще алюминиевых.

В мире MTB существует 3 основных стандарта колес: 26; 27,5; 29 дюймов. Первый является самым распространенным и по сей день, не смотря на то, что от этого стандарта последние пару лет многие производители стали отходить в пользу 27,5 дюймов.

Этот тип колес обеспечивает хорошую управляемость и достаточный накат. Хотя многие считают, что переход на этот тип колес больше маркетинговый ход, чем оправданная необходимость.

Велосипеды на колесах размером 29 дюймов называют найнерами. Байки с такими колесами в основном используются на XCM, т.е. кросс-кантри марафонах. Эти колеса обеспечивают отличный накат и лучше сглаживают небольшие неровности.

Обратной же стороной медали является менее хорошая управляемость и маневренность, в сравнении с колесами 27,5 и 26 дюймов.

кросс-кантри

Особенности конструкции горного байка

Горный байк должен полностью отвечать требованиям, которые выдвигает суровое бездорожье. Так МТВ должен быть прочным, легким и не боятся грязи и кочек.

Для этого горные велосипеды создают из особых материалов и собирают из специальных комплектующих.

Колеса горного велосипеда должны иметь профиль не менее 2,1 дюймов. Средний показатель для спортивных колес 2,1-2,6 дюймов. Такие колеса обеспечивают хорошее сцепление с трассой и не сильно влияют на управляемость.

Если установить покрышки с большим диаметром, то байк станет более проходимым, но управлять им будет сложнее.

В последнее время большой популярностью стали пользоваться фэтбайки. Это такие велосипеды, на которые устанавливаются колеса с профилем 3,8 и даже больше дюймов. На таких великах можно легко преодолевать глубокие пески и снег.

Распространены они в основном среди любителей бездорожья и велотуристов.

кросс-кантри

Геометрия рамы не должна мешать велосипедисту преодолевать препятствия, но в то же время давать возможность отдыхать и садиться райдеру на ровных участках трассы. Для разных типов трасс выбирают соответствующие рамы.

Особенности компонентов горного велосипеда

На горный велик обязательно устанавливается амортизационная вилка для того, чтобы сглаживать если не все, то большинство неровностей трассы. Они могут быть пружинно-масляные или воздушные. Ход вилок в среднем составляет 100-120 мм.

Что касается педалей, то они могут быть как платформенные, так и контактные. Обычные «топталки» устанавливаются на любительские и неспортивные байки. На соревнованиях же без контактных педалей никуда.

За счет плотного контакта между педалями и ногой спортсмена обеспечивается более эффективное вращение педалей. Кроме этого улучшается контроль над велосипедом.

кросс-кантри

Трансмиссия горного велосипеда очень важна. Среднее количество скоростей на спортивном велосипеде может колебаться от 20 до 30. Причем количество передних звезд может быть от 1 до 3.

Многие считают, что чем больше скоростей тем лучше, но это не так. Самое главное это их эффективность. Так, например, на некоторые велики спереди устанавливаются овальные звезды, которые особенно хорошо проявляют себя на разгоне.

Тормоза могут быть как механические, так и гидравлические. На самые дешевые велики устанавливается ободная тормозная система, а на более дорогие уже дисковые тормоза.

Кстати, спортсмены стараются тормозить в основном передними тормозами. На большой скорости они намного эффективнее, поскольку заднее колесо не имеют такого контакта с землей, как переднее. Поэтому на спортивных байках передние тормозные роторы немного больше задних.

Следует отметить, что в отличие от любительских велосипедов на спортивных отсутствуют крылья. На соревнованиях они просто не нужны, и к тому же будут только мешаться.

 
 
Комментариев нет

Добавить комментарий