Горный велосипед предназначается для катаний по грунту, взгорьям и асфальтированным местностям. Конструкция горных моделей существенно отличается от шоссейных, трековых и дорожных велосипедов.
Отличительные особенности
Устройство горного велосипеда отличается определенной конструкцией, геометрией рамы, амортизацией, размерами колес, сплавом металлов, трансмиссионной системой:
- Сверхпрочная трапециевидная рама;
- Вилка с повышенной мягкостью и амортизацией;
- Задняя подвеска;
- Каретка приподнята до уровня втулки для увеличения клиренса;
- Утолщенные шины с большими протекторами;
- Прочность колес;
- Переключатель цепи оптимизирован под моментальное понижение скорости для ускоренного подъёма в горы;
- Руль выставлен вперед относительно стойки на 30-125 мм;
- Весят модели горных велосипедов от 6 до 18 кг;
- Тормозная система в основном механическая дисковая с тросом или гидравликой;
- Колеса на горные велосипеды устанавливаются 24 (обод 507 мм), 26 (обод 559 мм), 27,5, 28 и 29 дюймового размера с ободом 662 мм. Маленькие колеса с диаметром 24 дюйма устанавливаются на детские модели горных велосипедов;
- Стоимость велосипеда для новичков варьируется от 17 до 150 тысяч рублей, и профессиональных моделей до миллиона и выше, это наглядно демонстрирует различие в материале и производственных технологиях.
Специализированные модели
Различаются модели горных велосипедов по категориям и техническим особенностям: например, для кросс-кантри имеет значение легкость велосипеда, а для даунхилла – прочность конструкции и амортизация.
Классификация горного велосипеда, для чего предназначена определенная модель:
Велотриал – для катания с преодолением искусственных или естественных препятствий. Прохождение экстремального маршрута на скорость с проведением трюковых операций.
- Дёрт – езда по специальным трассам с трамплинами для прыжков и трюков, для воздушной акробатики.
- Стрит – экстремальная езда по уличным или искусственным трассам.
- Слоупстайл – скоростная езда на склонах с элементами дёрта, норд-шора, даунхилла.
- Кросс-кантри – катание по пересеченным местностям с препятствиями.
- Байкер-кросс – гоночное катание группы велосипедистов.
- Даунхилл – для крутых скоростных спусков по трассам.
- Фрирайд – свободный спуск со скалистых гор.
- Велотуризм – сочетание различных типов трассовых и бездорожных катаний, тут наиболее подходят гибридные конфигурации велосипеда.
Колеса горных моделей
Катание предусматривает увеличение физических нагрузок, поэтому особое внимание уделяется прочностным характеристикам колес и тормозной системы. Большинство моделей оснащаются 26 дюймовыми шинами с агрессивными или умеренно-агрессивными резинами, и выраженными зацепами протектора.
Для поездок по шоссейным трассам подходят только полуслики, так как слики отличаются агрессивностью и намного ухудшают комфортность езды. При возможности лучше приобретать два вида резины: для экстремальных и городских катаний.
Обод у горного велосипеда в основном выполняется из алюминиевого сплава, стальные диски слишком тяжелые, и не подходят для качественной езды по пересеченным трассам, также они не отличаются долговечностью и подвержены коррозии.
Адонированные алюминием диски считаются самыми оптимальными колесами благодаря своему легкому весу и повышенной прочности. Такие модели дороже обычных и, как правило, имеют черный окрас. При покупке такого обода лучше выбирать двойные модели, они выдерживают высокие нагрузки, отличаются длительным сроком в эксплуатации, но стоят дороже одинарных.
Тормозная система
На горный велосипед в основном устанавливается дисковый тормоз, менее популярен – ободный. Каждый из тормозов обладает своими положительными и отрицательными характеристиками.
Ободные тормоза:
Механизм более приспособлен для ремонтирования и эксплуатации, но подвержен загрязнению и часто ломается. С ободной системой тормозов начинает деформироваться обод, так как при постоянном торможении колодки перегреваются. При выборе ободных тормозов для продления срока службу системы рекомендуется покупать v-brake с параллельным ходом колодок.
Дисковые тормоза обладают значительными достоинствами: эффективны в действии, чувствительны в управлении, моментально реагируют на движение рычага, не зависят от погодных условий, не деформируются от влажности, мороза или жары, отличаются значительным эксплуатационным сроком, и не деформируют ободный круг. В качестве недостатков можно считать вес, цену, возможность повреждения диска, срыв колес при экстремальных трюковых исполнениях.
На горные велосипеды устанавливаются механические тормозные приводы с тросиком или гидравликой. Специализированные модели велосипеда, предназначенные для даунхилла, фрирайда и триала обычно снабжаются только надежной гидравлической тормозной системой.
Амортизационные характеристики и рамы
Современные модели укомплектовываются рамой из титана, карбона, алюминия, стали или сбором из деталей из разных материалов.
Стальные рамы – самая дешевая модель с рядом положительных качеств:
- Повышенная прочность;
- Гашение вибрации;
- Легкость ремонта;
- При надлежащем уходе и целенаправленной защите от коррозии – долговечность.
Недостатком стальных рам считается большое вес, но этот момент не играет существенной роли для экстремальной езды.
Алюминиевые рамы – более современный вариант со своими преимуществами:
Отличаются сниженным весом, подходят под различные виды спортивной езды. Алюминиевые рамы способствуют быстрому набору скорости, облегчают подъём на скалистые горы, но отличаются маленьким накатом.
Недостатки алюминиевых рам – жесткость конструкции, сниженная амортизация, усталость и хрупкость металла, плохо ремонтируются даже в профессиональных мастерских.
Титановые рамы – оптимальный материал для горного велосипеда, он совмещает в себя все преимущества стальных и алюминиевых рам. Титановые модели отличаются легкостью, стойкостью к коррозии, долговечностью, хорошей амортизацией.
Единственный недостаток – высокая стоимость.
Карбоновая рама – надежная и долговечная модель, относится к премиум классу с соответствующей высокой ценой. Если предлагается выбрать горный велосипед с карбоновой рамой за низкую стоимость, то это вероятнее всего дешевая подделка.