Сегодня на рынке велосипедв представлен огромный ассортимент агрегатов с различными характеристиками и оборудованием. Заходя в магазин, можно увидеть и шоссейные, и горные, и гибридные велосипеды.
Имеются подростковые и взрослые модели. Из множества вариантов можно выбрать для себя агрегат с соответствующим типом тормозов, количеством скоростей, разновидностью покрышек, манеток, кареток и других «плюшек».
Однако многие современные велосипедисты помнят советские модели. Их забыть невозможно.
Они не отличались таким разнообразием видов и деталей, но велосипеды нашего детства навсегда останутся в памяти.
Давайте рассмотрим отличия велосипедов того времени от современных моделей и попробуем разобраться, что же в них особенного.
А после рассмотрим некоторые типичные модели, которые в детстве пользовались большой популярностью.
Основные отличия
Конечно, советский велосипед в целом имеет те же составные части, что и современные модели.
Однако у них были отличительные черты, которые заметно их выделяют. Среди них:
Первое, что бросается в глаза при виде советского велосипеда – оно и выдает модель прошлого века – это рама. Преимущественно она была выполнена в трех видах:
- Верхняя прямая горизонтальная;
- Верхняя выпуклая;
- Нижняя под углом (верхняя при этом отсутствовала).
Агрегаты с последним типом рамы называли «женским велосипедом». Такое название было обусловлено отсутствием верхней рамы.
Садиться на данный аппарат было проще, поэтому он считался облегченным вариантом для женщин.
Конечно, это были всего лишь предрассудки. Данный тип рамы также встречался на подростковых моделях.
Наиболее популярным велосипедом с верхней горизонтальной рамой был «Урал».
Из-за высокой рамы ездить на нем могли только достаточно высокие взрослые люди, преимущественно мужчины.
Он отличался большим весом. Вообще рама советских велосипедов была значительно тяжелее.
Поэтому советских велосипедистов считали особенно стойкими, ведь управлять тяжелым велосипедом без переключения скоростей при подъеме в горку со встречным ветром – это подвиг! Для детей «Урал» был не рассчитан. Но кого из нас это останавливало.
Большинство стремились научиться ездить под рамой, и многим это удавалось. Вот это был настоящее достижение! Советский велосипед так крепко запал в душу потому, что с ним связаны незабываемые воспоминания:
- Радость от управления агрегатом, который весил почти столько же, сколько мы сами;
- Боязнь разбить его при падении, поскольку он был редкостью во многих семьях;
- Огромное количество часов, проведенных с ним на улице, потому что компьютеров и других гаджетов не было и в помине.
Обязательными атрибутами для моделей того времени были крылья и багажник.
Благодаря тяжелой, но прочной и длинной раме, а также багажнику, на одном велосипеде можно было передвигаться втроем: первый человек на раме, второй – на багажнике, а третий – на сидении.
Прочность и надежность крепления багажника даже позволяла ездить на нем стоя, удерживаясь за плечи водителя.
Одним из главных отличий советских велосипедов является тип тормозов. О V-brake и, тем более, дисковых механизмах многие даже не слышали.
Замедлить велосипед можно было, прокрутив педали в обратную сторону.
Эффективность ножного барабанного тормоза была схожа с V-brake на бюджетных моделях современных городских велосипедов.
Он отличался надежностью и долговечностью, поэтому в большинстве случаев данный вид тормозов эксплуатировался наравне с велосипедом до самого конца.
Модели
Рассмотрим некоторых типичных представителей советских велосипедов. Наиболее популярный из них – это «Урал».
Данная модель является классическим типом односкоростного велосипедаа.
Он отличался достаточно большим весом, прямой горизонтальной рамой, а также сумочкой для хранения ключей, закрепленной под сидением.
Большие 28 дюймовые колеса и широкая в диаметре звездочка обеспечивала быструю, но трудно развиваемую скорость.
«Урал» является настолько прочным велосипедом, что многие модели советских времен можно встретить в рабочем состоянии до сих пор.
Аналогичными характеристиками обладали и велосипеды производства Харьковского велосипедного завода, например, «Украина» и «Турист».
Теперь можно поговорить о детских аппаратах.
Поскольку малышам невозможно было научиться ездить на массивных и тяжелых велосипедах, для них были разработаны миниатюрные трехколесные модели. Их отличие заключалось в том, что педали располагались на переднем колесе.
Конструкция данной модификации также отличалась высокой прочностью, поэтому один аппарат могли испытывать дети нескольких поколений.
Говоря о подростковых моделях, между «Уралом» и трехколесными агрегатами, на ум приходят 2 названия — «Школьник» и «Кама».
Оба отличались одноуровневой рамой и средними по размерам колесами, что позволяло активно использовать его в городских условиях для прогулки или поездок в магазин.
А регулируемые по высоте сидения и рули позволяли комфортно передвигаться на них даже взрослым.
На «Каме» подростки пытались выполнять свои первые трюки, поэтому его без преувеличения можно назвать прародителем велоэкстрима в России.
Помимо них в гаражах прошлого века можно было встретить:
- «Салют» — складной вариант, отличающийся отсутствием верхней рамы и меньшими пропорциями;
- «Орленок» — подростковый велосипед с выпуклой верхней рамой, которая придавала эффекта спортивности;
- «Аист» — компактный, но выносливый агрегат, способный удерживать и детей, и взрослых.
Благодаря высокому качеству сборки, а также прочности материалов немало агрегатов того времени дожили до сегодняшних дней.
Их можно встретить на досках объявлений в интернете.
Вскоре мы сможем их увидеть только в музеях, но эти велосипеды навсегда останутся в наших сердцах потому, что они подарили нам счастливое детство!
Ещё Сура, хороший велосипед был.
А я только велосипед Дура помню
советские велосипеды были легче нынешних.
Сура была салюминевой рамой и алюминеввыми ободами в два раза легче Урала при током же размере. Мне купили её в1985г. Якатал её до армии. Потом сестра младшая и в 90х его украли. Это был самый крутой гаджет. На Ямале лето короткое потому катались круглый год.