Звезды — это главные узлы трансмиссионной системы, приводимые в движение при педалировании посредством цепной, или ременной передачи.
Односкоростные модели оснащаются ведомой и ведущей звездой, многоскоростные модели – многоступенчатой трансмиссией со скоростным набором на передней части байка с обязательными трещотками или кассетами на задней.
Количества и параметры шестерёнок определяют поведение байка при разных условиях передвижения, а при правильной настройке системы можно оптимально понизить энергетические затраты на педалирование.
Эксплуатационные характеристики изделия зависимы от многих факторов: морозостойкость; вид езды и обслуживания трансмиссии. Правильный подбор системы под тип езды, грамотное обслуживание эксплуатация обеспечит длительную службу трансмиссии.
Особенности и отличия овальной звезды
Овальная звездная трансмиссия была изобретена еще в прошлых веках, но в начале данная модель не прижилась и начала внедряться на велосипедный рынок только в последние годы.
Эксцентрика овальной звезды немного больше нулевой отметки, формой она приближена к кругу, максимальная сдавленность может доходить до 30%. Особую популярность овальная звезда так и не приобрела, так как больше направленна на спортивные мероприятия.
Представляет собой крутящийся вокруг своей оси овал, который распределяет и перенаправляет загруженность, и изменяет расчет передаточного числа.
Характерные показатели звездочек-эллипсов:
- Периоды передаточного вращательного движения.
- Балансированное перераспределение груза (понижение при горизонтальной позиции шатунов и повышение при вертикальной).
- Моментальная разгоняемость.
- Превышенное давление на кареточный вал.
Преимущества овальной звезды
Главные достоинства овальной звезды – повышение комфорта при педалировании: в процессе кручения педалей нагрузка прикладывается неравномерно, а овальные звезды четко направляют нагрузку по трансмиссии.
По ощущениям езды овальная шестеренка более «круглая» чем обычные. С этой системой намного легче взбираться в гору, разгоняться и крутить педали на мягком грунте.
Основное преимущество системы трансмиссии с овальной шестеренкой ощущается при повышенных нагрузках с низким каденсом: чем ниже каденс, тем больше преимуществ:
- Велосипед быстро набирает скорость и максимально комфортно взбирается в гору;
- Кручение педалей с низкими частотами при высокоскоростном режиме;
- Дополнительный разгон благодаря толкающему моменту;
- Более равное перераспределение нагрузки на мышечные волокна, поэтому меньше затрачивается энергоресурсов и повышается выносливость велосипедиста;
- Легкость в передвижении по любым участкам дороги.
Недостатки системы
Очевидных минусов у эллипсной трансмиссии не присутствует, к минусам можно отнести только сложное передвижение на байках с фиксированным передаточным моментом (в данных моделях потребуется дополнительная фиксация натяжителя цепи), и сложность настройки передаточного момента переключателя на многоскоростной трансмиссии, а также быстрая изнашиваемость цепного участка и шестерёнок относительной трансмиссии круглой формы из идентичного сплава.
Овальная звезда имеет повышенные требования к настраиванию ведущего переключателя.
При высоких каденсах переключение может спровоцировать заедание цепи между рамой и большой шестеренкой, что приводит к их деформации.
С целью предотвращения деформации уменьшают различие между количеством зубьев на больших и малых шестерёнках по сравнению с трансмиссией круглой звезды.
Основные недостатки:
- Быстрый износ каретки в связи с повышенной нагрузкой.
- Необходимо повышать частоту педалирования при низкой скорости.
Положение звезд трансмиссии
Овальная система трансмиссии позволяет осуществлять педалирование с наибольшей эффективностью, с овальной звездной системой легче преодолеваются любые мертвые зоны.
При вертикальном положении шатунов затрачивается меньше усилий: упрощается вращение педалей при положении шатунов вертикально, а при горизонтальном положении – вращение усложняется, но становится более эффективным.
Комбинация звезд:
- Когда овальная передняя звезда расположена горизонтально – задняя устанавливается в вертикальную позицию;
- Передняя вертикальная – задняя горизонтально;
- Горизонтальное положение передней и задней трансмиссии;
- Вертикальное положение обоих;
- Отклонение от нормы к примеру, ведущая звезда стоит вертикально, а задняя отходит на угол от прямой.
Выбор овальной звезды
В настоящий момент овальные шестеренки производятся многими крупными заводами, наиболее распространенные модели и под любое переключение выпускают:
- Е 13,
- Race-Face,
- Blackspiru,
- Absolute-Black,
- Rotor,
- OneUpComponents.
Приобрели популярность в России:
- Shimano под наименованием «Biopace»
- Rotor «Q-Rings»
Компания «Shimano» начала производить овальные звезды с 1983 года прошлого века, все они назывались «Biopace».
Трансмиссия была расположена так, что при вертикальном расположении шатунов самый большой радиус приходился на шестерёнки.
Это гарантировало оптимальное натяжение цепной системы и равномерную загруженность коленей.
Одна из последних выпусков – Biopace-300LX. Это система с 48 зубьями у самой большой шестеренки, 38 – средней, и 28 – маленькой.
Шестеренки выпускаются из металлических сплавов, велошатуны производятся из алюминия с длиной 175 мм, втулки шатунов квадратной формы.
Преимущества:
- Равномерное распределение нагрузки на ноги.
- Легкость в преодолении подъемов при низкой частоте вращения педалей.
- Комфортность в поддержании постоянной скорости.
- Быстрый разгон.
Овальные звезды Rotor Q-Rings.
Концепция производителя направлена в противоположном направлении от «Shimano».
Разница в том, что при горизонтальном положении шатунов достигается наивысший крутящий момент, звезды ориентированы таким образом, что большой диаметр приходится именно в этом положении, в то время как при мертвых точках в меньшем, этот фактор существенно улучшает показатели эргономики педалирования.
Следовательно, модель помогает легкому кручению в момент когда надо прилагать наибольшие усилия для передвижения.
Видеообзор овальной звезды + установка
Шестерёнки? Вы прикалываетесь? Цепь тянут звёзды, а не шестерни. Овал не должен стоять под 90 градусов — это тупость, он практически не работает.
При высоких каденсах переключение может спровоцировать заедание цепи между рамой и большой шестеренкой, что приводит к их деформации.
Это, вообще, как?
Спасибо за замечание! Учтем!
То, что овал «не работает», когда стоит под 90 градусов это глупость. Говорите о каких-то своих неизвестных никому условиях езды.
Преимущество овала — расширение диапазона углов шатуна с достаточным крутящим моментом.
При одинаковой максимальной скорости (10% овал Т36 примерно равен кругу Т36-Т38) с овалом мы можем:
1) Стартовать с более мелкой задней звезды
2) На предельных углах подъема в гору, когда уже не можешь быстро крутить педали, с овалом можно продолжать движение, потому что мы не утыкаемся в малый крутящий момент возле вертикального положения шатунов.
3) При движении по бездорожью с очень большими кочками нам в любой момент может понадобиться дополнительный крутящий момент для подъема на кочку. С кругом мы уткнемся в кочку, если шатун был почти вертикален, а овал нам даст дополнительный крутящий момент.
4) Овал помогает каждый раз, когда каденс не идеален, чем ближе к «восьмерке», тем больше помощь овала.
Спасибо за замечание!
«квадратный» овал даёт преимущество в количестве зубьев на один и тот же диаметр — допустим в данной раме уберётся максимальная круглая звезда в 60 зубьев, а «квадратоовальная» при такой же раме может быть уже 62 зуба. Итак что мы выигрываем? — повышенное передаточное число при как минимум таком же усилили.
«Трансмиссия была расположена так, что при вертикальном расположении шатунов самый большой радиус приходился на шестерёнки.»
Ну, выше уже писали, что шестеренок снаружи у велосипеда нет, только звёзды.
Но даже само построение фразы в статье исключает её понимание: на какое положение правого шатуна относительно вертикали приходится самый большой радиус ведущей звезды? Если на вертикальное (т.е. ноль градусов), как сказано в статье, то это нонсенс: вертикальное положение шатунов — это мертвая зона, проходить которую на самом большом радиусе ведущей звезды означает затруднить выход педалей в рабочую зону (20-25 градусов и далее), когда велосипедист сможет приложить максимальное усилие на педали. Я ездил много лет на советском 10-скоростном «Спорте» с эллипсоидной ведущей звездой — одни положительные воспоминания. Звезда отставала от шатуна примерно на 25-30 градусов, т.е. большая ось эллипса становилась вертикально после того, как шатун прошел вертикаль и вышел в рабочую зону на самый выгодный для приложения усилия угол.
И еще: не «крутящийся» момент, а «крутящий». Исправьте ради бога, а то возникает впечатление, что статью писал человек который в своей жизни прошел мимо предмета «техническая механика».
Спасибо за замечания! Исправим.