VeLife.RU
О жизни на велосипеде

Преимущества и недостатки овальной звезды

Главная > Запчасти и детали > Преимущества и недостатки овальной звезды

овальная звезда

Звезды — это главные узлы трансмиссионной системы, приводимые в движение при педалировании посредством цепной, или ременной передачи.

Односкоростные модели оснащаются ведомой и ведущей звездой, многоскоростные модели – многоступенчатой трансмиссией со скоростным набором на передней части байка с обязательными трещотками или кассетами на задней.

Количества и параметры шестерёнок определяют поведение байка при разных условиях передвижения, а при правильной настройке системы можно оптимально понизить энергетические затраты на педалирование.

Эксплуатационные характеристики изделия зависимы от многих факторов: морозостойкость; вид езды и обслуживания трансмиссии. Правильный подбор системы под тип езды, грамотное обслуживание эксплуатация обеспечит длительную службу трансмиссии.

овальная звезда

Особенности и отличия овальной звезды

Овальная звездная трансмиссия была изобретена еще в прошлых веках, но в начале данная модель не прижилась и начала внедряться на велосипедный рынок только в последние годы.

Эксцентрика овальной звезды немного больше нулевой отметки, формой она приближена к кругу, максимальная сдавленность может доходить до 30%. Особую популярность овальная звезда так и не приобрела, так как больше направленна на спортивные мероприятия.

Представляет собой крутящийся вокруг своей оси овал, который распределяет и перенаправляет загруженность, и изменяет расчет передаточного числа.

Характерные показатели звездочек-эллипсов:

  1. Периоды передаточного вращательного движения.
  2. Балансированное перераспределение груза (понижение при горизонтальной позиции шатунов и повышение при вертикальной).
  3. Моментальная разгоняемость.
  4. Превышенное давление на кареточный вал.

Преимущества овальной звезды

Главные достоинства овальной звезды – повышение комфорта при педалировании: в процессе кручения педалей нагрузка прикладывается неравномерно, а овальные звезды четко направляют нагрузку по трансмиссии.

 

По ощущениям езды овальная шестеренка более «круглая» чем обычные. С этой системой намного легче взбираться в гору, разгоняться и крутить педали на мягком грунте.

Основное преимущество системы трансмиссии с овальной шестеренкой ощущается при повышенных нагрузках с низким каденсом: чем ниже каденс, тем больше преимуществ:

  • Велосипед быстро набирает скорость и максимально комфортно взбирается в гору;
  • Кручение педалей с низкими частотами при высокоскоростном режиме;
  • Дополнительный разгон благодаря толкающему моменту;
  • Более равное перераспределение нагрузки на мышечные волокна, поэтому меньше затрачивается энергоресурсов и повышается выносливость велосипедиста;
  • Легкость в передвижении по любым участкам дороги.

овальная звезда

Недостатки системы

Очевидных минусов у эллипсной трансмиссии не присутствует, к минусам можно отнести только сложное передвижение на байках с фиксированным передаточным моментом (в данных моделях потребуется дополнительная фиксация натяжителя цепи), и сложность настройки передаточного момента переключателя на многоскоростной трансмиссии, а также быстрая изнашиваемость цепного участка и шестерёнок относительной трансмиссии круглой формы из идентичного сплава.

Овальная звезда имеет повышенные требования к настраиванию ведущего переключателя.

При высоких каденсах переключение может спровоцировать заедание цепи между рамой и большой шестеренкой, что приводит к их деформации.

С целью предотвращения деформации уменьшают различие между количеством зубьев на больших и малых шестерёнках по сравнению с трансмиссией круглой звезды.

Основные недостатки:

  • Быстрый износ каретки в связи с повышенной нагрузкой.
  • Необходимо повышать частоту педалирования при низкой скорости.

Положение звезд трансмиссии

Овальная система трансмиссии позволяет осуществлять педалирование с наибольшей эффективностью, с овальной звездной системой легче преодолеваются любые мертвые зоны.

При вертикальном положении шатунов затрачивается меньше усилий: упрощается вращение педалей при положении шатунов вертикально, а при горизонтальном положении – вращение усложняется, но становится более эффективным.

Комбинация звезд:

  1. Когда овальная передняя звезда расположена горизонтально – задняя устанавливается в вертикальную позицию;
  2. Передняя вертикальная – задняя горизонтально;
  3. Горизонтальное положение передней и задней трансмиссии;
  4. Вертикальное положение обоих;
  5. Отклонение от нормы к примеру, ведущая звезда стоит вертикально, а задняя отходит на угол от прямой.

Выбор овальной звезды

В настоящий момент овальные шестеренки производятся многими крупными заводами, наиболее распространенные модели и под любое переключение выпускают:

  • Е 13,
  • Race-Face,
  • Blackspiru,
  • Absolute-Black,
  • Rotor,
  • OneUpComponents.

Приобрели популярность в России:

  1. Shimano под наименованием «Biopace»
  2. Rotor «Q-Rings»

Компания «Shimano» начала производить овальные звезды с 1983 года прошлого века, все они назывались «Biopace».

Трансмиссия была расположена так, что при вертикальном расположении шатунов самый большой радиус приходился на шестерёнки.

Это гарантировало оптимальное натяжение цепной системы и равномерную загруженность коленей.

овальная звезда

Одна из последних выпусков – Biopace-300LX. Это система с 48 зубьями у самой большой шестеренки, 38 – средней, и 28 – маленькой.

Шестеренки выпускаются из металлических сплавов, велошатуны производятся из алюминия с длиной 175 мм, втулки шатунов квадратной формы.

Преимущества:

  • Равномерное распределение нагрузки на ноги.
  • Легкость в преодолении подъемов при низкой частоте вращения педалей.
  • Комфортность в поддержании постоянной скорости.
  • Быстрый разгон.

Овальные звезды Rotor Q-Rings.

овальная звезда

Концепция производителя направлена в противоположном направлении от «Shimano».

Разница в том, что при горизонтальном положении шатунов достигается наивысший крутящий момент, звезды ориентированы таким образом, что большой диаметр приходится именно в этом положении, в то время как при мертвых точках в меньшем, этот фактор существенно улучшает показатели эргономики педалирования.

Следовательно, модель помогает легкому кручению в момент когда надо прилагать наибольшие усилия для передвижения.

овальная звезда

Видеообзор овальной звезды + установка

 
 
  • Александр
    Александр 29 августа 2019 в 23:56 написал:

    Шестерёнки? Вы прикалываетесь? Цепь тянут звёзды, а не шестерни. Овал не должен стоять под 90 градусов — это тупость, он практически не работает.
    При высоких каденсах переключение может спровоцировать заедание цепи между рамой и большой шестеренкой, что приводит к их деформации.
    Это, вообще, как?

    Ответить
    • VeLife.ru
      VeLife.ru 9 сентября 2019 в 20:24 написал:

      Спасибо за замечание! Учтем!

      Ответить
  • aegh
    aegh 19 октября 2019 в 22:15 написал:

    То, что овал «не работает», когда стоит под 90 градусов это глупость. Говорите о каких-то своих неизвестных никому условиях езды.
    Преимущество овала — расширение диапазона углов шатуна с достаточным крутящим моментом.
    При одинаковой максимальной скорости (10% овал Т36 примерно равен кругу Т36-Т38) с овалом мы можем:
    1) Стартовать с более мелкой задней звезды
    2) На предельных углах подъема в гору, когда уже не можешь быстро крутить педали, с овалом можно продолжать движение, потому что мы не утыкаемся в малый крутящий момент возле вертикального положения шатунов.
    3) При движении по бездорожью с очень большими кочками нам в любой момент может понадобиться дополнительный крутящий момент для подъема на кочку. С кругом мы уткнемся в кочку, если шатун был почти вертикален, а овал нам даст дополнительный крутящий момент.
    4) Овал помогает каждый раз, когда каденс не идеален, чем ближе к «восьмерке», тем больше помощь овала.

    Ответить
    • VeLife.ru
      VeLife.ru 23 октября 2019 в 22:03 написал:

      Спасибо за замечание!

      Ответить
  • Роман
    Роман 3 сентября 2020 в 11:50 написал:

    «квадратный» овал даёт преимущество в количестве зубьев на один и тот же диаметр — допустим в данной раме уберётся максимальная круглая звезда в 60 зубьев, а «квадратоовальная» при такой же раме может быть уже 62 зуба. Итак что мы выигрываем? — повышенное передаточное число при как минимум таком же усилили.

    Ответить
  • Александр
    Александр 16 августа 2022 в 02:17 написал:

    «Трансмиссия была расположена так, что при вертикальном расположении шатунов самый большой радиус приходился на шестерёнки.»
    Ну, выше уже писали, что шестеренок снаружи у велосипеда нет, только звёзды.
    Но даже само построение фразы в статье исключает её понимание: на какое положение правого шатуна относительно вертикали приходится самый большой радиус ведущей звезды? Если на вертикальное (т.е. ноль градусов), как сказано в статье, то это нонсенс: вертикальное положение шатунов — это мертвая зона, проходить которую на самом большом радиусе ведущей звезды означает затруднить выход педалей в рабочую зону (20-25 градусов и далее), когда велосипедист сможет приложить максимальное усилие на педали. Я ездил много лет на советском 10-скоростном «Спорте» с эллипсоидной ведущей звездой — одни положительные воспоминания. Звезда отставала от шатуна примерно на 25-30 градусов, т.е. большая ось эллипса становилась вертикально после того, как шатун прошел вертикаль и вышел в рабочую зону на самый выгодный для приложения усилия угол.
    И еще: не «крутящийся» момент, а «крутящий». Исправьте ради бога, а то возникает впечатление, что статью писал человек который в своей жизни прошел мимо предмета «техническая механика».

    Ответить
    • VeLife.ru
      VeLife.ru 8 сентября 2022 в 21:37 написал:

      Спасибо за замечания! Исправим.

      Ответить
  • Роман
    Роман 18 августа 2023 в 14:01 написал:

    В 90е годы я проводил много экспериментов по созданию овальной звезды. Чертежи были доступны в то время только в журналах Юный Техник и Модели конструктор.
    Отличие в том, что у круглой звезды, радиус постоянный, и при педалиповании, всегда приходится одной ногой давать на педаль, а вторую подтягивать вверх. В случае с овальной, нагрузка распределяется равномерно. В тот момент, когда мы одной ногой давим на педаль, вторая сама подтягивается вверх.
    Так вот, что я хочу сказать, положение шатуна относительно большего радиуса элипса составляло от 15-30°°, так что бы находясь в в.м.т при педалиповании, не возникала «разыва» Проверено лично. Но данная з

    Ответить
8 комментариев

Добавить комментарий для VeLife.ru Cancel Reply