VeLife.RU
О жизни на велосипеде

Устройство планетарной втулки

велосипед планетарка

Планетарная втулка – устройство представляет собой сложно слаженную механическую систему переключения скоростей современного байка. Планетарная система изобретена еще в конце прошлого века, но массовая популяризация и внедрение механизма в трансмиссию велосипеда началась только недавно, по причине сложности внутренней оснастки и многочисленных мелких деталей из высокопрочных материалов.

Втулка отличается оптимальной степенью нагрузки, частотой кручения педалей, скоростными характеристиками, регулируемым механизмом переключения.

В отличие от односкоростного байка многоскоростные модели перестраиваются под разные способы езды. Система скоростей применяется практически для всех моделей начиная от сити, заканчивая гоночными байками.

Планетарные передачи с шестерным механизмом относятся к наиболее распространенным моделям трансмиссионной системы. Расположенный на штанге руля рычаг переключателя регулирует положение и сцепление шестерёнки.

велосипед планетарка

Строение и принцип работы

Сама конструкция планетарной втулки сложная и похожа на автомобильную коробку передач.

К деталям шестерного отсека относятся:

  • Малое центральное зубчатое колесо (солнце);
  • Зубчатые колёса (сателлиты);
  • Рычажный механизм (водило);
  • Большое центральное зубчатое колесо (эпицикл).

Солнце с закрепленными планетарными шестерёнками закрепляется на осях заднего колеса, шестерёнки фиксируются рычажным механизмом определяющим направление движения и контролирующим сателлиты.

Завершает планетарную систему большое центральное зубчатое колесо, двигающееся при помощи кручения педалей: при переключении скоростей звёздочки соединяются со втулкой посредством шлицевых приводов и меняют вращательные скорости рычажных механизмов в отношении кольцевой шестерни, вследствие этого происходит регулирование и перестройка направления велосипеда под угол движения.

Одна из главных особенностей планетарной втулки – качество механизма передающего и преобразующего крутящее движение.

Малое центральное зубчатое колесо неподвижно, а ведомый эпицикл и водило замыкают движение на корпусе втулки.

велосипед планетарка

Механизм работы на трёхскоростном байке

При снижении скоростей кольцевая шестерня планетарного редуктора опережает движение рычажного механизма вследствие сцепления корпуса втулки, отношение передачи при этом составляет 0.8 КПП.

Кручение направляется с зубчатого венца в результате сцепления с планетарным механизмом.

Со втулкой соединяется звёздочная шестерня и начинает крутиться быстрее чем водило, поэтому для развития максимальной скорости требуется больше усилий чем при пониженной передачи.

Повышение передаточного числа до 1,4 КПП достигается в результате взаимодействия противоположных двигательных направлений.

У планетарных втулок со скоростью от 5 передающие отношения больше чем у трёхскоростных систем вследствие большого количества шестерёночных механизмов.

Сам рабочий принцип между многоскоростными и простыми цилиндрами одинаковый, разница состоит лишь в том, что у каждой есть свои фиксирующие передачи, а у планетарного механизма их в несколько раз больше чем у обычной звёздочной системы.

Основные производители

Производство планетарного механизма для велосипедов осуществляют несколько марок:

  1. Rohloff
  2. Считается лидером и наиболее высоко ценится если судить по сложности конструкции. Втулка состоит из 4 составляющих деталей. Надежность механизма и большой диапазон скоростного режима конкурирует с самыми популярными трансмиссионными кассетными системами.

  3. На втором месте по эффективности находится SRAM.
  4. Один из распространенных производителей велосипедных запчастей. Фирма выпускает втулки с 3, 4, 7, 8 и 11 скоростными планетарными механизмами.

  5. Sturmey Archer
  6. Производит гибридные кассетные и планетарные системы, и другие универсальные детали механизмов.

велосипед планетарка

Отличительные характеристики

  1. Маленький износ звездной трансмиссии и прямое движение цепи;
  2. Механизмы переключения передач защищены от внешнего влияния и отличаются более длительным сроком службы в сравнении с кассетными системами и трещотками;
  3. При езде можно задействовать все передаточные уровни;
  4. Механизм не требует постоянного контроля и ремонта из-за исключения возможности механических повреждений при обычных условиях эксплуатации.

Недостатки системы

  1. Нет возможности применения планетарных втулок в условиях спортивных соревнований из-за повышенной восприимчивости шестеренок к трению.
  2. Ощутимый вес: планетарный механизм весит около килограмма, вследствие чего происходит повышенная нагрузка на задние колёса.
  3. Ремонт планетарной втулки велосипеда в домашних условиях не представляется возможным и к тому же в данный момент времени не многие велосипедные мастерские занимаются ремонтированием данных деталей, поэтому чаще всего после поломки системы приходиться устанавливать новую втулку.
  4. Высокая стоимость механизма поэтому установка системы на старый байк не имеет смысла, лучше купить новый велосипед с планетарной втулкой.

Правильное переключение передач при езде

Испортить аппарат сложно, но при неправильном управлении вполне возможно.

При езде на велосипеде с планетарной втулкой обязательное правило – переключение передачи без педалирования.

Оптимальный переход скоростей:

  • Велосипед должен двигаться автоматически при минимальной нагрузке на педали;
  • В процессе наката переключаются передачи с помощью рычага расположенного на руле;
  • Педалирование возможно только через пару секунд после переключения передач;
  • При горном подъеме следует понижать скорость;
  • При езде в нормальном режиме переход скоростей осуществляется постепенно;
  • На повышение скоростей следует идти пошагово: с первых на вторые и тд.;
  • Поездка на пониженных скоростях осуществляется только на главной передаче.

Велосипеды с планетарными механизмами передачи способны к преодолениям значительных расстояний в условиях хорошо отремонтированных дорог, поэтому они более распространены в местностях с ровными трассами и подходят для спокойной и гладкой езды.

Также можете посмотреть видеообзор планетарной втулки:

Распродажа велосипедов и самокатов

Все товары со скидкой
 
 

Советуем почитать:

  • планетарий
    планетарий 5 февраля 2018 в 23:25 написал:

    Забыли упамянуть планетарки Шимано. И сильно усложнили про переключение. А на практике есть всего одно отличие от классического перключателя- нужно на долю секунды остановить вращение педалей и можно переключаться с любой скорости на любую хоть на весь диапазон.

    Ответить
1 комментарий

Добавить комментарий