VeLife.RU
О жизни на велосипеде

Съемник шатунов

Съемник шатунов

Велосипед – механизм, который требует постоянного ухода. Систематически требуется чистить и перебирать основные узлы и компоненты. Одним из них является каретка, добраться до которой можно только, если снять шатун. Сделать это будет достаточно сложно, если не найти специальный инструмент.

Зачем снимать шатуны?

Шатуны служат для крепления на них педалей и передней звезды. Соединяются они друг с другом с помощью каретки. Сами шатуны никакого обслуживания не требуют, за исключением редкой чистки. Больший уход требует каретка с подшипниками, добраться до которой можно лишь сняв шатуны.

При систематической езде, особенно во влажную погоду в каретку попадает много грязи, пыли и влаги, которую затягивает туда при вращении педалей. Чтобы прочистить каретку и подшипники потребуется ее полная разборка.

Некоторые просто промывают ее, не снимая педалей, без последующей смазки. После такой процедуры подшипники быстро сотрутся и потребуют замены.

Хоть перебирать каретку необходимо всего несколько раз за сезон, лучше обзавестись необходимым инструментом. Съемники шатунов бывают разные, в зависимости от способа крепления каретки.

Основные способы крепления шатунов

Самыми распространенными способами крепления шатуна являются:

  1. На квадрат;
  2. Шлицевое.

Первый тип распространен на велосипедах начального и любительского уровня. Вал каретки имеет квадратные торцы, сужающиеся к краям. На эти края надеваются шатуны. Затем с помощью болтов либо гаек напрессовываются на вал каретки.

Либо в вале есть отверстие с резьбой, в которое вкручивается болт под шестигранник, либо есть выступающая резьба на которую закручивается гайка, тем самым «надевает» шатун на вал каретки.

Съемник шатунов

Шлицевая посадка значительно проще и надежнее, правда, такие системы стоят дороже.

Края вала каретки имеют форму не квадрата, а восьмиугольника с выступами. Шатун надевается на выступ и затягивается болтом, расположенном на самом шатуне возле места крепления к валу.

Для того чтобы снять шатун, закрепленный таким способом понадобиться только шестигранный ключ. Никакой другой специальный инструмент не требуется.

Съемник шатунов

В последние года на элитных велосипедах начинают использоваться каретки нового стандарта ВВ30.

Система вала и подшипников у них значительно отличается от описанных выше стандартов. Предусмотрены внешние и внутренние подшипники.

Шатуны, так же как и в случае со шлицевой посадкой, крепятся без использования специальных ключей, а вот каретку снять достаточно проблематично без специального инструмента.

Съемник шатунов

Как снять шатун с помощью ключа

Итак, если со снятием шатунов со шлицевой посадкой проблем возникнуть не должно, то вот правильно пользоваться съемником шатунов «под квадрат» умеет не каждый.

Неправильным и невнимательным его применением можно нанести вред резьбе шатуна, вследствие чего снять его получится только вандальным способом.

Съемники бывают двух видов, в зависимости от того крепится шатун к валу на болт или гайку.

В первом случае на съемнике шатунов есть соответствующий шестигранник, а во втором накидной ключ на 15 мм. Съемники подороже идут сразу с ручкой, для использования бюджетных моделей потребуется еще гаечный ключ.

Съемник шатунов

Первый этап заключается в подготовке рабочего места. Все необходимое должны быть «под рукой». Потребуется плоская отвертка, съемник шатунов и гаечный ключ, если на съемнике нет ручки.

Сам процесс снятия начинается с удаления заглушки, если она предусмотрена конструкцией, на шатуне, которая закрывает болт или гайку. Вытаскивается она без особых усилий, путем поддевания отверткой.

Следующий этап – выкручивание болта или гайки, которая фиксирует шатун на валу каретки. Тут нет ничего особенно, вне зависимости от стороны, болты или гайки откручиваются против часовой стрелки.

После этого съемник необходимо перевернуть и ввинтить его в резьбу шатуна. Важно, чтобы перед началом шток съемника (часть, которая будет выдавливать шатун) была полностью вывинчена и не торчала. В противном случае в процессе вкручивания съемника на шатуне будет сорвана резьба.

Особое внимание необходимо обратить на это при снятии второго шатуна. Вкручивать съемник необходимо до упора, но и переусердствовать не стоит, чтобы не сорвать резьбу.

После того, как съемник вкручен в шатун, необходимо переместить ручку или ключ на шток и начать вкручивать его. Он выдавит шатун с вала каретки.

Когда шатун будет снят, из него выкручивается съемник. Перед этим лучше сразу закрутить вал ключа, чтобы не забыть сделать это потом. Оба шатуна снимаются идентично.

Съемник шатунов

Что делать, если съемника нет?

Если съемника шатунов нет, то снять их будет очень тяжело. Сделать это без вреда для велосипеда будет еще сложнее. Лучше всего приобрести данный инструмент, ведь стоимость бюджетных съемников не превышает 250 рублей.

Если же купить ключ возможности нет, то лучше всего обратится в специализированный сервис. За данную работу мастера возьмут не более 150 рублей и займет это минимум времени. Зато будут гарантии того, что работа будет выполнена опытными людьми правильно.

Если мастерских, как и ключа, поблизости нет, то придется орудовать подручными инструментами. Для начала можно попробовать снять его голыми руками, предварительно смазав место крепления маслом или WD-40. Шансы на успех минимальны, но попытка – не пытка.

Второй способ – это сбить шатун с вала каретки. Придется применить грубую силу, зато снять его получится точно. К данному способу придется прибегнуть, если на шатуне сорвана резьба.

Желательно взять резиновую киянку и бить ближе к месту крепления. Если удары будут приходиться далеко от основания, то велики шансы погнуть либо сам шатун, либо вал каретки.

Если же по какой-либо причине второй способ не помог, то придется высверливать вал каретки или разрезать сам шатун в месте крепления. Это может потребоваться, если шатун или каретка сильно заржавели или деформировались.

Съемник шатунов

Итог

Нельзя сказать, что процесс съема шатунов с помощью ключа сложный, но в то же время требует определенных навыков и знаний. Лучше всего делать это с помощью специального ключа, без которого снять шатун без вреда для велосипеда практически невозможно.

Если нет уверенности в своих силах, то лучше всего обратиться в сервисный центр или за помощью к опытному велосипедисту.

Велосипеды и самокаты

 
Перейти в магазин
 

Советуем почитать:

Комментариев нет

Добавить комментарий