Надежность работы тормозной системы обеспечивает безопасность не только водителя транспортного средства, но и остальных участников дорожного движения. Это касается автомобилистов, мотоциклистов, велосипедистов. Для безопасности на дороге должны быть исправны все части системы торможения, в том числе калипер велосипеда, используемый в распространенных дисковых тормозах.

Типы тормозных устройств для велосипеда
По конструкции и принципу действия различают 3 разновидности велосипедных тормозов:
- дисковые;
- барабанные;
- ободные.
Также в отдельную категорию можно вынести роллерные. Это усовершенствованная разновидность барабанных тормозов. Однако распространения такой тип не получил, практически нигде не используется.
Дисковые
Популярные современные тормоза для двухколесного транспорта — дисковые. Бывают механическими и гидравлическими. Используются как для езды по любой местности, так и для спортивных соревнований. Надежные: остановка осуществляется быстро благодаря сжатию вращающегося между тормозными колодками ротора (диска). Эти детали прикрепляются к калиперу, который размещается на раме или вилке велосипеда (в зависимости от модели).
Торможение производится нажатием на ручку, которая расположена на руле велосипеда. Импульс через механический тросик или гидролинию поступает на калипер, а оттуда — к колодкам, которые сжимают ротор, что приводит к остановке велосипеда.
Барабанные
Это самый примитивный тип тормозной системы. Он использовался на всех велосипедах, созданных в Советском Союзе. Сейчас применяется на детских и некоторых городских моделях. При попытке покрутить педаль в обратном направлении расходятся в стороны колодки. Они трутся о стенки барабана, внутри которого расположены, и тем самым останавливают вращение.
Барабанные тормоза просты и надежны в эксплуатации, долговечны. Но скорость реакции у них ниже, чем у современных дисковых и ободных. При интенсивном использовании возможен перегрев.
.jpg)
Ободные
Как и дисковые, ободные тормоза делятся на гидравлические и механические, но отличаются принципом действия. Торможение осуществляется за счет прижатия мягких (резиновых) колодок к ободу колеса.
Существуют такие разновидности ободных тормозов, как V-брейки (распространенные и доступные), U-брейки (для скоростной езды по трассе), кантилеверы (встречаются нечасто, например на циклокроссах).
Для чего нужен калипер
Калипер — это основная действующая часть дисковой системы торможения велосипеда. Является аналогом (только меньшего размера) суппорта автомобиля или мотоцикла. Его задача — переносить силовой импульс на тормозные колодки, также он их удерживает.
Торможение на велосипеде с помощью калипера осуществляется следующим образом:
- райдер сжимает ручку на руле;
- импульс от ручки идет на калипер через металлический тросик (механические тормоза) или через гидролинию (гидравлические тормоза);
- калипер подает сигнал на колодки, которые сжимают ротор;
- велосипед останавливается.
При неисправном калипере тормоза не смогут выполнять свои функции. Поэтому ремонт и обслуживание этого механизма должны проводиться по мере необходимости. В гидравлической системе нужно регулярно менять жидкость. А сам калипер должен быть адаптирован под модель велосипеда.
Устройство калипера
Конструкция механического и гидравлического калиперов отличается. Первый — это кулачковый механизм, рядом с болтом фиксации троса располагается рычажок, а внутри конструкции — поршни. Импульс от ручки на руле велосипеда передается на трос, который задевает рычаг, приводящий в действие внутреннее устройство.

У гидравлического внутри цельнометаллического корпуса с одной стороны крепится поршень. При передаче импульса приводится в действие тормозная жидкость, которая его двигает.
Калипер может иметь один или два поршня. Колодки бывают с органическим или металлическим наполнением. Первые мягкие, быстрее притираются и менее износостойкие, чем вторые.
Важную роль играет размер ротора. Стандартными считаются 140, 160, 180, 185, 203, 220 мм. Чем больше параметр, тем эффективнее торможение, быстрее и надежнее действует система. Однако это не значит, что диск 220 мм можно поставить на любую модель. Выбор зависит от того, для каких целей предназначено средство передвижения: большие роторы устанавливаются на модели для экстремальной езды, в т. ч. на велосипеды горные, где от скорости и мощности торможения напрямую зависит жизнь райдера. В городских моделях используются роторы 160-180 мм.
Механический или гидравлический выбрать
Преимущества есть и у механических, и у гидравлических калиперов.
Достоинства механического:
- невысокая стоимость;
- простота обслуживания и замены;
- удобство установки.
Недостатки:
- необходимость частой регулировки, подкручивания;
- при разрыве тросика тормоза у велосипеда отказывают моментально.
Достоинства гидравлического калипера:
- надежность в эксплуатации;
- быстрая реакция даже на несильное нажатие;
- износостойкость благодаря смазывающему веществу;
- высокая мощность торможения.

Такие тормоза требуют периодической замены жидкости. Возможны повреждения гидролинии при падении. При вытекании смазывающего вещества способность остановки какое-то время сохраняется, но увеличивается скорость износа деталей.
У гидравлического калипера выше стоимость, обслуживание сложнее. При этом он намного мощнее и надежнее, чем механический. При выборе системы торможения нужно руководствоваться видом велосипеда и стилем езды. Гидравлической следует отдать предпочтение там, где резкая и мощная остановка жизненно необходима. Это все виды экстремальной езды на горной и пересеченной местности, при скоростном спуске, на гоночной трассе, при выполнении различных трюков.
Для размеренного велотуризма и езды в пределах населенного пункта лучшим вариантом будут доступные, простые в обслуживании механические тормоза.
Какой тип тормозной системы велосипеда ни был бы выбран, калипер требует внимательного и бережного отношения. Своевременный уход и ремонт — залог безопасности на дороге.