Велорама – основная деталь, от нее зависит тип, комфортабельность и безопасность при езде. Основные технические характеристики велосипеда отличаются материалом производства и конструкцией рамы.
Материалы производства
Популярные материалы для изготовления рам:
- Инструментальная сталь с повышенным содержанием углерода (до 0,7%)
- Хромированная сталь применяется для ситибайка и внедорожника.
- Алюминиевый сплав.
- Титан.
- Карбоновый сплав.
Применяется в производстве самых дешевых велорам. Конечная конструкция хорошо ремонтируется (ее может сварить даже новичок), обладает высокими прочностными характеристиками и удобна в эксплуатации. Отрицательное качество – вес.
Подходит для экстремальных покатушек. Большим плюсом металла является мягкость, смягчение вибрирования и ударов, а также длительность и надежность эксплуатации. Отрицательные характеристики – вес, склонность к ржавчине, медленный разгон.
Характеризуется маленьким весом, прочностью и низкой стоимостью. Алюминиевая рама отличается соответствием цены-качества. Преимущества: не ржавеет, способна выдерживать высокие физические нагрузки. Недостатки: неудовлетворительные усталостные характеристики, маленький срок службы, плохая динамика разгона, не ремонтируется. В некоторые сплавы добавляют скандий, это значительно увеличивает прочность и снижает вес деталей.
Применяется в производстве велосипедных рам класса «Люкс». Обладает большим списком достоинств среди которых отличаются: высокая степень погашения вибрирования, маленький вес, высокие характеристики прочности. Отрицательные качества: дороговизна, пониженный разгон динамики, проблемы с ремонтированием.
Применяем только для дорогих моделей велосипеда. Положительные качества изделия: легкость и прочность конструкции. Недостатки: дороговизна, не подвергается ремонту, не способен выдерживать точечный удар, надежность зависит от модификации изделия.
В практике для производства велорам материалы в основном комбинируются в целях достижения оптимального соотношения цены и качества.
Разновидности велорамы
Изначально велорамы подразделяются на мужские и женские типы. Женские модели выпускаются со спущенной верхней трубой или без неё.
Женские типы велосипедных рам разработаны с учётом физиологических особенностей тела и является наиболее удобными для велосипедистки.
В зависимости от предназначения и эксплуатационных особенностей велорамы подразделяются на внедорожные, дорожные и тандемные модели.
Виды велосипедных рам:
- Бездорожные велорамы
- Хардтэйл.
- Софт-тейл.
- Двухподвесные конструкции с задним амортизатором.
- Тандемная модель внедорожника.
- Велорамы для дорожных байков
- Классическая модель велорамы ситибайка с местами крепления багажа и корзины.
- Рама шоссера.
- Ригид.
- Циклокросс
- Туринг
- Тандемные модели.
Производится без задних подвесок, предназначены для МТВ (маунти байк), не оснащены амортизаторами заднего треугольника. Есть места для установки багажа.
Для бездорожника с двумя амортизаторами. Оптимален на неровных дорогах, но не предназначен для прыжков.
Предназначаются для экстремального катания, но в модели не предусмотрены места крепления багажа.
Рама с возможностью использования широких шин и амортизаторных вилок.
Отличается вертикально установленным седлом.
Обладает отличными аэродинамическими характеристиками, динамичным накатом, подходит для низких посадок, но нет места крепления багажа.
Велорама для моделей байка без амортизатора. Такой велосипед предназначен только для жестких покатушек по ровным поверхностям.
Для маневренного катания по пересеченной местности.
Для длительных туристических велопутешествий, оптимально сочетает комфортабельность и обтекаемость. На туринг можно устанавливать два багажника.
Предназначаются для одновременного педалирования двух велосипедистов.
Кроме общеизвестных конструкций есть виды велосипедных рам по форме подходящие для профессионального экстремального спорта: лигерад, триал.
Геометрические конфигурации велорамы
Классический тип велорамы образован двумя треугольниками. Даже если конструкция отличается от классической модели принцип соединения деталей сохраняется.
Передний условно называется треугольником и образован четырьмя элементами:
- стакан руля;
- основная трубка;
- рулевой и подседельный штырь.
Задний угол образован приваренным подседельным штырем к перьям треугольника. Нижняя часть перехода переднего треугольника включает узел каретки.
Нижнее перо (дропаут) заканчивается кронштейнами сцепления колес и оснащено местом крепления тормозных механизмов в моделях v-brake.
Функциональные особенности
Для обеспечения функциональности велорама содержит места для установки дополнительных деталей:
- Колонка руля устанавливается в отделения стакана;
- Каретка вставляется в кареточное отделение;
- В подседельную область вставляется седло.
Основные отличия кронштейна для фиксации втулки заднего колеса
- Вертикальный.
- Горизонтальный.
- Регулируемый.
Оптимален в применении, позволяет моментально переустанавливать колеса. Натяг цепи фиксируется задними переключателями скорости.
Обладает специфичной конструкцией. Посредством применения горизонтального кронштейна производится натяг цепи, что является незаменимым преимуществом для односкоростных байков без задней системы переключения скоростей. Кронштейн используются в сочетании с планетарными втулками.
Недостаток горизонтальной модели кронштейна в том, что ось может соскальзывать при езде, поэтому для предотвращения слета цепи устанавливаются фиксаторы.
Деталь выпускается со специальными отверстиями, предназначенными для фиксации заднего переключателя. В такой конструкции можно умеренно регулировать переключатель. Кронштейн легко заменяется поэтому велосипед из многоскоростного легко переделать в односкоростной.
Современная модель велорамы включают дополнительные элементы для подсоединения аксессуаров и вспомогательных деталей.
Большинство конструкций оснащены отделениями для фляги, крепежными элементами и специальными проемами для тормозного тросика, тем самым улучшая вид байка и предотвращая возможные разрывы от перетирания троса о раму.
Некоторые велорамы выпускаются с отделениями для крыльев, это особенно распространено на сити и туринг байках.