VeLife.RU
О жизни на велосипеде

Как устроен и работает ножной тормоз на велосипеде

Главная > Запчасти и детали > Как устроен и работает ножной тормоз на велосипеде

Задний ножной тормоз велосипеда – устройство, обеспечивающее плавную остановку транспортного средства. Существует несколько типов таких механизмов, различающихся конструкцией и принципом действия. Они подходят и для экстренного торможения, когда ситуация на дороге резко изменилась и продолжение движения может привести к ДТП или получению опасных травм из-за падения.


Принцип работы ножного тормоза

Ведущую роль в велосипеде выполняет заднее колесо. Его движение активирует цепь, которая передает крутящий момент с педалей на втулку. Таким образом, человек может легко контролировать набор скорости.

Классический ножной тормоз располагается во втулке заднего колеса. Его активация происходит за счет движения педалями в обратную сторону. В этом случае задействуется рычаг привода. Он обеспечивает срабатывание тормозного конуса. Расширяющиеся колодки трутся о барабан. Велосипедист легко может контролировать процесс торможения, усиливая или ослабляя давление на педали.

 задний ножной тормоз велосипеда принцип работы

Задний ножной тормоз — один из основных элементов тормозной системы велосипеда.

Плюсы и минусы в сравнении с ручными

У ножного тормоза простая конструкция. Однако в сравнении с ручными он имеет как достоинства, так и недостатки. Преимущества заднего ножного тормоза:

  • не нуждается в тщательном уходе;
  • высокая %1тепень защиты от влаги и пыли;
  • не требует частых ремонтов благодаря надежной конструкции;
  • подходит для колес с искривленной геометрией.

Однако у подобного механизма есть и ряд явных недостатков, из-за которых его устанавливают преимущественно на велосипедах, адаптированных для использования в комфортных городских условиях.

К слабым сторонам устройства относят:

  • сложность торможения при соскальзывании ноги с педали или при срыве цепи;
  • механизм не совместим с внешним переключателем скоростей;
  • необходимость привыкания к использованию конструкции;
  • низкая тормозная способность при движении на скорости;
  • дополнительная нагрузка на спицы и втулку;
  • ухудшение маневренности при чередовании ускорения и торможения;
  • перегревание устройства при спуске с холма.

Кроме того, механизм расположен так, что при поломке приходится прилагать усилия, чтобы добраться до поврежденной детали для последующей ее замены или ремонта.

 

 Задний ножной тормоз велосипеда устройство.

Устройство тормоза.

Типы ножных тормозных систем велосипеда

Существует немало вариантов конструкций, обеспечивающих остановку во время движения. Велосипеды комплектуются разными типами тормозов. Крайне важно при покупке такого транспортного средства уточнить у продавца, какой вариант конструкции установлен. Тип тормозов влияет на комфорт и безопасность передвижения.

Барабанные (педальные)

Чаще подобное устройство устанавливают в детские и городские велосипеды, которые имеют существенное ограничение по скорости. Это классический и самый старый вариант ножных тормозов. Принцип работы механизма крайне прост и предполагает прижимание пары колодок к внешнему участку ступицы при обратном прокручивании педалей.

Тормозной механизм спрятан во втулке заднего колеса, где создана герметичная среда, обеспечивающая высокую степень защиты внутренних элементов от загрязнителей, способных стать причиной коррозии. Это во многом обусловливает долговечность тормозной системы и низкую потребность в уходе. В то же время, если велосипед покупают для длительных путешествий, рекомендована установка дополнительного ободного тормоза на переднем колесе. Он нужен для подстраховки в случае слета цепи или необходимости резкого сброса скорости.

Клещевые, или «крабики»

Сейчас этот тип конструкции устанавливают все реже из-за ее низкой надежности. Раньше им оснащали шоссейные и городские модели велосипедов. Этот тип представляет собой особый зажим, напоминающий клешню. Его крепят непосредственно на обод колеса. Активацию клешневой конструкции обеспечивает нажатие на ручку, которая может быть зафиксирована как на руле, так и на педалях. Если возникла необходимость снизить скорость или остановиться, клещи сжимают обод, физически замедляя его вращение.

Механизм прост в обслуживании, но имеет немало недостатков, делающих его неудобным в использовании. Он не подходит для большинства вилок, оснащенных системой амортизации.

Кроме того, часто даже без нажатия на ручку тормоза происходит трение клешней об обод. Устройство быстро загрязняется и перекашивается. Это может отразиться на его работоспособности.

Кантилеверные тормоза

Конструкция все реже встречается на современных моделях. Представляет собой пару рычагов с колодками, фиксирующимися за счет особых креплений на вилке. Активация механизма выполняется за счет нажатия ручки. В этом случае происходит прижатие рычагов друг к другу, что ведет к сжатию обода колеса.

Устройство полностью открыто, поэтому не забивается грязью, в обслуживании несложно. Расстояние между колодками можно легко скорректировать боковыми винтами. Поскольку такая конструкция достаточно удобна, ее нередко устанавливают на детские велосипеды.

V-brake и u-brake

Это варианты ободных тормозов. Они незначительно различаются конструкцией и сферой применения. Так, V-brake pads напоминает кантилеверный тормоз, но отличается способом крепления троса, не требующем упора на раму. Устройство совместимо с покрышками любой толщины. Часто подобные тормоза устанавливают на городских, горных и гибридных моделях. Конструкция эффективна и надежна, но нуждается в профессиональной отладке. Кроме того, ее работоспособность необходимо проверять перед каждой поездкой.

Тормоз u-brake устроен схоже с V-brake, но характеризуется минимальным выступом боковин колодок и тросиков. Крепление производится к вилке или раме. Благодаря такой конструкции снижается риск ее повреждения, а также зацепа одежды велосипедиста при выполнении различных трюков. Подходит для толстых покрышек.

задний ножной тормоз велосипеда дисковый

Разновидности тормозов.

Дисковые тормоза

Конструкция характеризуется высоким уровнем эффективности и надежности. Ее устанавливают на велосипеды, предназначенные для скоростной езды. К важнейшим элементам этого вида тормоза относится металлический диск, который фиксируют на втулку колеса, а также специального механизма, обеспечивающего при условии нажатия на ручку прижатие колодки к диску. Чем больше диаметр ротора, тем быстрее происходит торможение. Конструкция подбирается с учетом веса велосипедиста.

Ободные гидравлические

Этот вид тормозов считается наиболее технологичным и эффективным. Чаще его устанавливают на дорогие модели велосипедов, предназначенных для скоростной езды в условиях бездорожья. По строению гидравлический тормоз почти не отличается от дискового. Он имеет те же базовые элементы. Однако прижатие ротора к колодке происходит за счет поршней, которые приводятся в движение тормозной жидкостью, находящейся в шланге под большим давлением.

Гидравлические тормоза устанавливают на городские велосипеды нечасто. К их явным недостаткам можно отнести большой вес, а также сложность ремонта. Обслуживание механизма требует специального оборудования. Самостоятельно сложно проверить все элементы конструкции на работоспособность.

Какую тормозную систему выбрать

Чтобы определить, какой вариант устройства наиболее подходящий, нужно учитывать стиль езды. Если планируются неторопливые прогулки по городу, обустроенным парковым или лесным массивам, лучше покупать велосипед с классическим ножным барабанным тормозом. Этот вариант обеспечивает надежное торможение при движении по ровной поверхности.

Для поездок в экстремальных условиях больше подходят дисковые тормоза. Они обеспечивают быстрое замедление даже на крутых спусках. Если велосипед покупают для участия в гонках, лучшим решением станет клещевой тормоз. Он легкий, а даже минимальные различия в весе велосипеда могут стать решающими для победы в велогонках.

 
 
Комментариев нет

Добавить комментарий